Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Сверхмассивная черная дыра в необычном районе

Популярная Механика
08 апреля 2016
/upload/iblock/9a1/9a11781c32389bc42f58d4657139574d.jpg
Фото: NASA
Ученые из Калифорнийского университета в Беркли (США) с удивлением обнаружили в центре эллиптической галактики NGC 1600 сверхмассивную черную дыру.
Сверхмассивная черная дыра расположена в созвездии Эридана в эллиптической галактике NGC 1600 на расстоянии около 200 миллионов световых лет от Земли. Главное ее отличие от других аналогичных объектов заключается в том, что NGC 1600 является частью небольшого кластера всего из 20 галактик. Новая сверхмассивная черная дыра в 17 миллиардов раз тяжелее Солнца. Кроме необычного расположения, ученых удивило то, что СМД оказалась в 10 раз тяжелее, чем можно было предположить, исходя из массы галактики NGC 1600, в которой она находится. Вероятно, сверхмассивная черная дыра возникла вследствие столкновения между двумя галактиками, которое привело к слиянию двух черных дыр и наращиванию их массы за счет притянутого к центру объединённой галактики звездного вещества. В центре галактики NGC 1600 отсутствуют звезды, что может объясняться их выбросом после столкновения черных дыр. Масса такого выброса примерно эквивалентна 40 миллиардам солнечных масс, или массе целого диска Млечного Пути. Масса обнаруженной сверхмассивной черной дыры близка к рекордным 21 миллиардам масс Солнца, которые насчитывает объект из галактики NGC 4889. Это скопление, впрочем, состоит из более 1000 галактик. Открытие настолько поразило ученых, что они сравнивают его с внезапным обнаружением гигантского небоскреба, достойного Манхэттена, в маленьком провинциальном городке.