National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Космос

Свет далёких звёзд: как умирает Вселенная

Дарья Желнина
18 июля 2019
a5aaf26695d2448d9485130d00b204ca.jpg
Исследователи изучили световые волны разной длины: от ультрафиолетового до видимого и инфракрасного излучений. Это позволило с большей точностью определить уровень угасания звезд, которому также способствует расширение Вселенной.
Фото: ICRAR/GAMA and ESO
За 2 млрд лет звёзды потускнели вдвое: в 2015 году это заявили астрономы, изучившие свет 220 тысяч галактик.

«Вселенная превращается в лентяя на диване», – такое сравнение приводит в комментарии газете The Guardian астроном Европейской южной обсерватории Джо Лиске (Joe Liske). Уменьшение силы света во Вселенной связано с замедлившимся процессом звездообразования (его пик случился 8 миллиардов лет назад). Это означает, что старые звезды тускнеют, а новые не успевают появляться.

Международная команда астрономов использовала крупнейшие наземные и космические телескопы для измерения энерговыделения более 220 тысяч галактик как ближних (свет шёл от них 500 миллионов лет), так и дальних на z<0,5 (свет шёл от них 2,3 миллиарда лет).

«Хотя большая часть энергии появилась в результате Большого взрыва, дополнительная энергия постоянно образуется по мере соединения в звёздах водорода и гелия», – рассказывает профессор Саймон Драйвер из Международного центра радиоастрономических исследований при Университете Западной Австралии (ICRAR). Исследователи изучили световые волны разной длины: от ультрафиолетового до видимого и инфракрасного излучений.

Это позволило с большей точностью определить уровень угасания падения энергии фотона (при увеличении длины волны света), которому также способствует расширение Вселенной. Исследование проходило в рамках международного проекта Galaxy and Mass Assembly. Наблюдения проводились на двух космических телескопах НАСА (GALEX и WISE), телескопе Vista в Чили и англо-австралийском телескопе в Новом Южном Уэльсе.

Редакция Nat-geo.ru выражает благодарность астроному Игорю Тирскому за помощь в подготовке материала.