Космос

Такой человечный космос: 5 историй, рассказанных в калужском Музее космонавтики

Текст: Елена Французова; Фото: Алёна Кочеткова и Мария Соколова
07 апреля 2021
KOCH2359.jpg
Анастасия Ивашкина 29 лет, лектор планетария Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского
Sokolova_Maria_DSCF2451.jpg
Первый камень в фундамент будущего музея в 1961 году заложил еще Юрий Гагарин, а формировать коллекцию помогал Сергей Павлович Королев. Открытый для посещения в октябре 1967-го, это первый музей космонавтики в мире.
Музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге расширяется в пять раз: рядом с историческим зданием открывается «вторая очередь» – новое просторное помещение. В залах музея мы поговорили с калужанами, у которых с космосом сложились особые отношения.
National Geographic Россия №208, апрель 2021

Директор Музея истории космонавтики Наталья Абакумова последние несколько месяцев работает без выходных: все должно быть готово к 12 апреля 2021 года. В день, когда весь мир празднует 60-летие первого полета человека в космос, у Натальи Алексеевны двойной праздник: музей, которым она руководит седьмой год, переживает второе рождение. Двери в кабинет директора не закрываются во время всего нашего разговора о космических и земных материях.

– Космос – широкое понятие, выходящее за рамки собственно космонавтики. Есть множество интерпретаций этого слова: философское, астрономическое, инженерное, физиологическое... Если говорить о философии, в первую очередь вспоминается, что «космос» по-древнегречески – «порядок», в противовес хаосу. Космос для греков прекрасен (к слову, у «косметики» тот же корень) в той же мере, в какой хаос безобразен. Термин «космическая философия» употреблял и Циолковский. Он же, будучи одареннейшим инженером-самоучкой, в своих трудах перекинул мостик от философии к науке – и в этом его гениальность.

Sokolova_Maria_DSCF2023.jpg
Мария Соколова Игорь Доронин, 56 лет, инженер-педагог, старший научный сотрудник Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского:
Sokolova_Maria_DSCF2023.jpg

Игорь Доронин

– Я интересовался техникой с детства, а проживая в Калуге, естественно, не мог оставаться в стороне от космической тематики. Читал энциклопедии, журналы «Наука и жизнь», «Юный техник», смотрел научно-популярные передачи. Тема космоса в 1960–1970-х была очень популярна. Я был рад возможности сотрудничать с Музеем космонавтики. Мы проводим тематические технофестивали для школьников. Современные дети переполнены информацией, космос для них стал обычным делом. Они знают, что космонавты летают подолгу, живут на космических станциях. Но простейший вопрос: «В космосе тепло или холодно?» – вызывает полярные мнения и приводит к дискуссии. В целом, дети сегодня такие же, как и раньше, просто их интерес надо будить.

Чем больше погружаешься в эту тему, тем отчетливее понимаешь: она бесконечна. В музее, посвященном космосу, работать – а я сказала бы «служить» – безумно интересно. Желательно всю жизнь. Миссия музея очень ответственная – приблизить человека к звездам. Увлечь космосом и наукой – общим делом всего человечества.

KOC_8958.jpg
Елена Тимошенкова, 69 лет, заведующая Мемориальным домом-музеем К. Э. Циолковского, правнучка ученого
Sokolova_Maria_DSCF1798.jpg
Анастасия Щербухина, 14 лет, занимается в детском технопарке «Кванториум»
KOC_8958.jpg

Елена Тимошенкова

– Быть потомком такого великого человека – огромная ответственность. У поколения наших родителей, внуков Циолковского, было совершенно другое отношение к Константину Эдуардовичу, потому что они его видели. Один ученый говорил моему отцу: «Вы счастливый человек! Сидели на коленях у Константина Эдуардовича – а теперь встречаете людей, которые претворяют в жизнь его идеи!». Для меня, да и для всех правнуков, образ прадеда уже более монументален, официален. Главное мое детское воспоминание связано с полетом Юрия Гагарина. В дом к нам стали приходить целые мешки писем, телеграмм... А потом Гагарин сам приехал в Калугу. Мы из окна видели, как он проезжал на машине. Вскоре в наш город, в наш дом потянулись другие космонавты. Проходя мимо, они гладили меня по голове. Это невероятное было счастье. Я начала осознавать, что мой прадед – великий человек. Я всегда подсознательно готовилась к тому, что приду работать в Дом-музей, потому что его непременно возглавлял кто-то из родных. Я считаю, что мне повезло, – это просто потрясающая работа! Мы, историки, узнали о Циолковском, наверное, намного больше, чем он сам знал о себе. Я много работаю с детскими международными научными чтениями, программами, посвященными Королеву, Гагарину, Циолковскому. Часто встречаю совершенно потрясающих детей, в том числе из Калуги. Они иногда такое открывают, такие делают доклады! ...Все-таки я, наверное, очень земной, провинциальный человек. Никогда не мечтала о космосе. Но мне повезло общаться с людьми, которые там побывали. И мне этого хватило. Это та история, перед которой мы будем преклоняться всегда.

Конечно, как в любом музее, всем интересны артефакты. Сергей Павлович Королев, который внес огромный вклад в создание нашей экспозиции, говорил: «Вы стройтесь, а мы наполним!».

Мне, как и всем нам в музее, особо дороги предметы «из космоса». Например, крупицы лунного грунта. Или спускаемые аппараты со следами «ожогов», полученных при возвращении в земную атмосферу. Аппарат нагревается от трения о воздух до нескольких тысяч градусов. На одном из таких экспонатов – автограф космонавта №175 Владимира Ляхова...

С волнением я смотрю на побывавшие на орбите подлинные брошюры Циолковского, которые он издавал на собственные деньги. Горжусь коллекцией дубликатов и полноразмерных копий космической техники. Дубликат первого искусственного спутника Земли – таких в мире всего пять – встречает наших посетителей.

Никогда не забуду, как наша сотрудница готовила к экспонированию подлинный двигатель РД-253, использовавшийся на ракете «Протон»: буквально как доктор, промывала сложный механизм, восхищаясь гением его создателей.

Sokolova_Maria_DSCF1798.jpg

Анастасия Щербухина,

14 лет, занимается в детском технопарке «Кванториум»

– Я ходила в театральную школу и благодаря успехам в ней попала в «Артек». Там я увлекалась точными науками. Стала читать книги Стивена Хокинга и других астрофизиков, астрономов. Космос меня захватил, я точно поняла, что хочу связать с ним свою жизнь. Сейчас думаю, какую сферу выбрать – науку или инженерию. В данный момент я больше всего интересуюсь конструированием космических аппаратов – с их помощью мы сможем узнать что-то новое о космосе. Вместе с нашей командой в «Кванториуме» я работаю над аппаратом, который будет исследовать параметры атмосферы экзопланет. Аппарат представим на чемпионате Воздушно-инженерной школы CanSat. Мы – участники регулярной лиги. Наша задача: сконструировать и запрограммировать обучающий спутник – зонд. Я хочу полететь в космос. Это захватывающе. Еще не было бы перегрузок, чтобы можно было бы полететь в комфортной обстановке!

Музеи науки, подобные нашему, занимаются не только историей, но и смотрят в будущее. Сегодня, благодаря рабочим контактам сотрудников с предприятиями космической отрасли, космонавтами, специалистами, собрание продолжает пополняться. Мы сотрудничаем с крупными зарубежными музеями, делимся опытом, работаем над созданием современных экспозиций и выставок. Космос объединяет.

Sokolova_Maria_DSCF2258.jpg
Арсений Шальнов, 31 год, инженер-конструктор НПО им. С. А. Лавочкина
Sokolova_Maria_DSCF2258.jpg

Арсений Шальнов,

31 год, инженер-конструктор НПО им. С. А. Лавочкина

– До 12 лет я жил с родителями в военном городке, где располагалась база ПВО. Видел в детстве, как взлетали ракеты с космодрома Байконур. Теперь я причастен к космической отрасли – инженер-конструктор филиала НПО имени Лавочкина в Калуге. Тружусь в отделе разработки спецустройств и перспективного моделирования – занимаюсь проектированием, разработкой электронной аппаратуры. Веду разные дополнительные интересные проекты. Есть направление с 3D моделированием. Это настоящая работа, где ты можешь и заниматься творчеством на компьютере, и проводить эксперименты в лаборатории. Наша жизнь не имеет никаких ограничений – я это четко осознал, когда вышел из комы. В 2016 году я попал в автомобильную аварию, лишился левой ноги, а правая частично потеряла чувствительность. Впрочем, многое из того, чего я хотел достичь, мне уже удалось. А мой протез – это квинтэссенция современных технологий и возможностей. Пока люди ничего лучше не придумали.

Модернизация, длившаяся с 2014 года, завершается открытием нового музейного комплекса «Вторая очередь Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского». К этому событию музей шел не один десяток лет. Открытый в далеком 1967-м, создавший одну из лучших экспозиций для того времени, он уже довольно быстро почувствовал недостаток экспозиционных площадей. Наконец, эта проблема решена. Масштабная стройка и благоустройство территории, создание экспозиции в новом здании и обновление ее в старом... Это был долгий путь.

Город уже невозможно представить без модернистского здания на берегу «Калужского моря» – Яченского водохранилища. Я часто повторяю: место, где построили музей – первый в мире музей космической тематики, – рядом с парком Циолковского, в котором великий ученый был с почестями похоронен в 1935 году, сакрально и неповторимо. Именно отсюда, из Калуги, вышла теоретическая космонавтика.

KOCH2359.jpg

Анастасия Ивашкина

29 лет, лектор планетария Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского:

– До работы в планетарии космос ассоциировался у меня с маленькими зелеными человечками. На небе могла найти только ковш Большой Медведицы и Полярную звезду. А здесь у меня весь мир перевернулся! До сих пор не перестаю удивляться. Помню, как впервые в телескоп увидела кольца Сатурна. Боже мой, это правда, это не метафора, геометрия в природе – кольцо вокруг шара. Все с того момента изменилось: Большой взрыв, галактики, скорости света, расстояния между атомами, аккреционный диск черной дыры, линейность времени. Я читала об этом и смотрела фильмы без остановки. У меня вошло в привычку смотреть на небо. Я провожу день в планетарии, передо мной всегда купол, звезды. А выйдя на улицу, проверяю: все ли звезды на месте. И вот эта привычка позволила мне заметить комету NEOWISE – из-за дождливой погоды она прошлым летом была видна довольно короткое время. Любовь к нашей планете, которая была у меня всегда, благодаря астрономии лишь усилилась. Астрономия дарит очень важное – понимание масштаба. Сначала ты начинаешь чувствовать себя нанокрупинкой в бесконечном космосе, потом вспоминаешь, что сам состоишь из миллиарда миллиардов протонов и нейтронов, атомов и молекул, потом узнаешь о многообразии космической материи, об условиях для зарождения жизни, о том, что все мы – цветы, птицы, люди, камни, звезды, туманности – состоим из одних и тех же элементов. И тогда ты понимаешь, что ты – всё и ничто вместе и одновременно. Что нет чужого, нет иного, но есть различное и уникальное. И это очень разные вещи, которые люди в наши времена войн и конфликтов так часто путают.
Пальмы