Космос

hubb.jpg
Фото: NASA, ESA, STScI
1280px-HST-SM4.jpeg
Фото: Ruffnax/Wikipedia
Новый «праздничный» снимок показывает гигантскую звезду на грани разрушения.

24 апреля 1990 года с Земли стартовал шаттл «Дискавери», отправивший в космос легендарный телескоп «Хаббл». Обсерватория работает до сих пор, и в честь 31-го «дня рождения» NASA поделилось новой фотографией.

На снимке – AG Киля (AG Carinae), одна из самых ярких звезд в нашей галактике. Она находится на расстоянии 20 000 световых лет и относится к ярким голубым переменным; ее видимая звездная величина изменяется в пределах от 5,7m до 9m. Звезда окружена туманностью из выброшенного за последние 10 тысяч лет вещества – его масса примерно в 10 раз превышает массу нашего Солнца.

Вспышки, которые можно наблюдать, являются одной из фаз существования ярких голубых переменных: такие объекты «живут быстро и умирают молодыми»; они отбрасывает материал перед тем, как взорваться и превратиться в сверхновую. Эти звезды живут всего несколько миллионов лет по сравнению с возрастом Солнца (примерно 10 миллиардов лет). При этом AG Киля в 70 раз массивнее нашего светила: ее свет сопоставим с сиянием миллиона солнц.

«Мне нравится изучать такие звезды: меня восхищает их нестабильность. Они делают что-то странное», – Керстин Вайс, эксперт ярким голубым переменным из Рурского университета.

И хотя AG Киля сейчас находится в состоянии покоя как сверхгорячая звезда, она продолжает излучать палящее излучение и мощные потоки заряженных частиц. Истекающий газ врезается в более медленно движущуюся внешнюю туманность, и этот отток формирует сложные структуры. Скорость звездного ветра достигает миллиона километров в час.

Снимок был сделан в видимом и ультрафиолетовом свете: он дает четкое представление о нитевидных пылевых структурах, которые окружают звезду. И телескоп «Хаббл» идеально подходит для таких наблюдений, поскольку этот диапазон длин волн можно наблюдать только из космоса.

Изучение массивных звезд, подобных AG Киля, важны для астрономов из-за того, что их жизнь и смерть оказывают большое влияние на космическое окружение.

Космические пейзажи «Хаббла»: лучшие снимки телескопа-юбиляра