Журнал №193, октябрь 2019
Космос

Тысяча ликов Венеры

07 июля 2016
/upload/iblock/6b4/6b4cf20335f0e71d359d0d0521e754b7.jpg
Атмосфера Венеры почти полностью состоит из углекислого газа. Она плотнее, чем атмосфера других планет земной группы.
Фото: Лаборатория реактивного движения НАСА
/upload/iblock/f12/f12dabebdcf38f72cc0798c331b47250.jpg
Сильнейшие ветра в верхних слоях атмосферы создают вихри на полюсах, каждый из которых охватывает территорию шириной 4000 километров.
Фото: ESA/VIRTIS-VENUS EXPRESS/INAF-IAPS/LESIA-OBS. PARIS/G.PICCIONI
Космический аппарат Европейского космического агентства Venus Express, запущенный с «Байконура» в 2005 году с помощью ракеты-носителя «Союз-ФГ», восемь лет изучал Венеру, которая ненамного меньше Земли, но вращается в противоположном направлении.
Венера тщательно скрывает свои секреты: ее поверхность, испещренную вулканами и кратерами, окутывает плотный облачный покров, состоящий в основном из ядовитой серной кислоты.

Плотная атмосфера создает нарастающий парниковый эффект, разогревая поверхность планеты до 470°C, из-за чего на Венере жарче, чем на Меркурии, хотя она дальше от Солнца. Ветра у поверхности Венеры дуют медленно, однако снимки, сделанные космическим аппаратом, показали, что в верхних слоях атмосферы все далеко не спокойно – скорость ветра достигает 360 километров в час.

Ветра создают мощные торнадо на полюсах Венеры. Поскольку низкие широты получают больше солнечных лучей, воздух там нагревается и движется к более прохладным полюсам, где охлаждается и опускается к поверхности, завихряясь, как вода, воронкой уходящая в раковину. Вихри Венеры одни из самых изменчивых в Солнечной системе: благодаря им у планеты тысяча лиц, что делает ее еще более интересной для изучения.