Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Ученые доказали существование девятой планеты в Солнечной системе

National Geographic Россия
21 января 2016
/upload/iblock/1f9/1f9741d74564228e5fdd23279fc2a1ff.jpg
Фото: Caltech/R. Hurt (IPAC)
/upload/iblock/883/88340a52e3acba9c6d7ab26a946d87b9.jpg
Фото: Caltech/R. Hurt (IPAC)
Исследователи Калифорнийского технологического университета Константин Батыгин и Майкл Браун объявили о существовании планеты-гиганта, которая двигается по вытянутой орбите странной формы во внешней области Солнечной системы.
Ученые назвали обнаруженный ими объект “Девятая планета”. Она находится в 20 раз дальше от Солнца, чем Нептун, который расположен в 4,55 миллиардах километрах от звезды. “Девятая планета” примерно в 10 раз тяжелее Земли и совершает полный оборот вокруг Солнца за 10000-20000 лет. Исследователи Батыгин и Браун обнаружили существование этой планеты с помощью математического моделирования и компьютерного воссоздания модели, но они еще не наблюдали ее напрямую. “Это должна быть девятая планета, - говорит Майкл Браун. - С древних времен были обнаружены только две подлинные планеты. Эта будет третьей”. Браун отмечает, что предполагаемая планета, в 5000 раз превышающая по массе Плутон, достаточно велика, чтобы искоренить любые споры о ее существовании. Батыгин и Браун описали результаты, проделанной ими работы, в журнале Astronomical Journal. В статье они показывают, как существование “Девятой планеты” помогает объяснить загадочные явления, происходящие в поясе Койпера. "Все самые удаленные объекты движутся в одном направлении по необъяснимой траектории, и мы поняли, что единственное тому объяснение - существование большой далекой планеты, которая их держит вместе, пока они вращаются вокруг Солнца", - объясняет Браун. “Впервые за 150 лет есть неопровержимое доказательство того, что перепись планет Солнечной системы еще не закончена”, - говорит Константин Батыгин. Поиски “Планеты Икс” не прекращаются уже много лет. Еще в 40-е годы XIX века с помощью сложных вычислений было предсказано, что за орбитой Нептуна должна находиться еще одна планета. Расчеты, основанные на данных о массе Нептуна, говорили о том, что орбита этого ледяного гиганта, как и его соседа Урана, не совсем такая, какой она должна была бы быть. Поэтому некоторые астрономы стали утверждать, что как минимум одно небесное тело, находящееся на краю Солнечной системы и еще не открытое, подталкивает ледяных гигантов и вынуждает их отклоняться от правильного пути вокруг Солнца.