Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

Ученые обнаружили "звезду смерти"

National Geographic Россия
22 октября 2015
/upload/iblock/1ae/1ae5f3e741dabd508922634dcc66fd26.jpg
Фото: CfA/Mark A. Garlick
С помощью космического телескопа Кеплер ученые смогли обнаружить белого карлика, который поглощает крупный скалистый объект, находящийся на орбите вокруг него. Исследователи выяснили, что этот объект возник в результате разрушения планеты приливными силами белого карлика.
Белый карлик WD 1145+017 находится в созвездии Девы на расстоянии 570 световых лет от Земли. Телескоп Кеплер зафиксировал регулярное затемнение и падение светимости звезды на 40%, что позволило ученым обнаружить астероидоподобный объект, обращающийся вокруг карлика. Он совершает полный оборот за 4,5 часа и распадается в полете. Также было обнаружено присутствие в спектре белого карлика тяжелых элементов и осколочного диска. Исследование было опубликовано в журнале Nature.
Белые карлики обладают сильным гравитационным полем. В их атмосферах иногда встречаются элементы тяжелее гелия, например, кремний и железо. Исследователи предполагали, что эти элементы появлялись после того, как звезда поглощала планету или астероид. Теперь удалось найти этому подтверждение. По словам ученых, одновременное обнаружение тела, вращающегося вокруг карлика, тяжелых элементов и осколочного диска свидетельствует о том, что белые карлики действительно могут поглощать астероиды и планеты. Звезды, подобные Солнцу, превращаются в белых карликов после того, как исчерпают источники термоядерной энергии. Такое может случиться и с нашим Солнцем. Превратившись в красного гиганта, оно поглотит Меркурий и, вероятно, Венеру (а может, еще и Марс с Землей – никто этого точно не знает), вызвав дестабилизацию планет Солнечной системы, а после станет угасающим белым карликом.