Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Космос

В Большом Магеллановом облаке нашли затерянную нейтронную звезду

Михаил Сысоев
04 августа 2020
NS 1987A.
Фото: NRAO / AUI / NSF
Она образовалась из остатков сверхновой, и ее не могли обнаружить больше 30 лет.

В феврале 1987 года астрономы наблюдали за гибелью массивной звезды на окраине туманности Тарантул в Большом Магеллановом облаке в 170 тысячах световых лет от Земли. Однако, когда фейерверк затих, ученые не увидели никаких признаков нейтронной звезды, которая должна была образоваться после взрыва.

Теперь, 33 года спустя, астрономы наконец увидели эту мертвую звезду, сияющую из густого облака затуманивающейся пыли в центре пылающих осколков ее собственных звездных внутренностей.

Существует несколько разновидностей сверхновых в зависимости от типа умирающей звезды. Те, которые производят нейтронную звезду — сверхновые типа II — начинаются со звезды, в 8-30 раз превышающей массу Солнца, которая становится все более нестабильной, поскольку в ней не хватает элементов для поддержки ядерного синтеза.

Наконец, она взрывается, выбрасывая свой внешний материал в космос, тогда как ее ядро разрушается в нейтронную звезду. В случае сверхновой 1987 года все произошло так, как ожидалось. Старый голубой сверхгигант под названием Сандулик-69 202, примерно в 20 раз превышающий массу Солнца, явил миру зрелищное световое шоу и был виден на Земле невооруженным взглядом.

Событие оставило после себя пылающий остаток сверхновой под названием SN 1987A. Но в центре астрономы не смогли найти следов ожидаемой новорожденной нейтронной звезды.

В ноябре прошлого года группа исследователей во главе с Филом Чиганом из Университета в Кардиффе объявила об обнаружении горячей яркой капли в ядре остатка сверхновой с помощью данных микроволновой обсерватории ALMA. По их словам, она соответствует нейтронной звезде.

ESA Изображения SN1987A, сделанные обсерваторией ALMA, а так же телескопами Хаббл и Чандра
«Мы были очень удивлены, увидев этот теплый шарик, сделанный густым облаком пыли в остатке сверхновой. В облаке должно быть что-то, что нагревало пыль и заставляло ее сиять. Вот почему мы предположили, что в облаке пыли прячется нейтронная звезда», — Микако Мацуура из Университета в Кардиффе.

Однако оставалась еще одна проблема. Чем бы ни было вызвано это сияние, казалось, что оно слишком яркое, чтобы быть нейтронной звездой. Здесь на помощь пришла команда ученых во главе с астрофизиком Дани Пейджем из Национального автономного университета Мексики.

В новой работе Пейдж и его коллеги теоретически продемонстрировали, что светящийся шарик действительно может быть нейтронной звездой. Его яркость соответствует тепловому излучению очень молодой нейтронной звезды — иными словами, она все еще очень, очень горячая после взрыва сверхновой. Нейтронная звезда получила название NS 1987A.

«Несмотря на огромную сложность взрыва сверхновой и экстремальные условия, царящие внутри нейтронной звезды, обнаружение теплого сгустка пыли является подтверждением нескольких предсказаний», — Дани Пейдж.

Одно из таких предсказаний — температура около 5 миллионов градусов по Цельсию. Второе — это местоположение звезды, которая находится не совсем в центре сверхновой и удаляется от нее со скоростью до 700 километров в секунду.

Согласно анализу команды, длина NS 1987A должна составлять около 25 километров в поперечнике, а масса — примерно в 1,38 раза больше массы Солнца — все это совершенно нормально для нейтронной звезды. Окончательное доказательство существования нейтронной звезды могло бы дать ее прямое изображение, но для этого, вероятно, потребуется еще несколько десятилетий, пока газ и пыль в остатке сверхновой не станут более прозрачными.

Взгляните на космическую «бабочку» — фантастическую красоту в объективе Очень Большого Телескопа.