Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Космос

В невесомости обед по расписанию: особенности космической кухни

Текст: Анастасия Крутикова Фото: Елена Чернышова
01 апреля 2018
/upload/iblock/0c0/0c0a164e207684450305f5219cd471c2.jpg
/upload/iblock/116/116382294557d98ddc3b02f40f112d28.JPG
/upload/iblock/40d/40deb3f40a488f2a2ba4f2be0f66d5b1.JPG
Фото: Елена Чернышова
Какие ассоциации возникают у нас при словах «полет в космос»? Улыбающийся Гагарин, тяжелые скафандры, «Земля в иллюминаторе» и «рокот космодрома», Байконур… И, конечно, знаменитое питание в тюбиках – любые деликатесы в компактной таре и никаких столовых приборов! Решив узнать, как сейчас готовят пищу для космонавтов и из чего состоит их меню, мы отправились на Бирюлевский Экспериментальный Завод, где уже десятилетиями хранятся секреты русской космической кухни.
«Сейчас основу космического питания составляет сублимированная (обезвоженная) пища, тубы уже почти не используют. Питание в тубах (а вовсе не «тюбиках») – сувенирная продукция для «землян», которая готовится по той же технологии, что и для космонавтов ранее», - Виктор Францевич Добровольский, директор научного института пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой техники, сидит в своем кабинете за широким столом. Над массивным креслом – портрет Юрия Гагарина, на столе – миниатюрные модели ракет с фигурками космонавтов у подножия. Виктор Францевич – главный конструктор космического питания, именно под его надзором уже десятилетиями разрабатываются новые блюда, проверяются и совершенствуются технологии приготовления пищи для покорителей Вселенной.

«История космического питания не менее богата, чем история исследования космоса», - утверждает он. Дело в том, что деятельность космонавтов – совершенно особая, она связана с большими нагрузками и серьезным нервно-эмоциональным напряжением. Поэтому они нуждаются в специальной пище. Пища эта готовится здесь, на заводе, а после транспортными кораблями «Союз» и грузовыми кораблями «Прогресс» отправляется на МКС.

«До первого полета человека в космос ученые даже не были уверены, сможет ли человек принимать пищу, находясь в невесомости, - рассказывает Виктор Францевич, - но Юрий Алексеевич Гагарин доказал, что это возможно, и космонавтам начали поставлять питание в тубах». Однако такая еда подходила лишь тем, кто отправлялся в космос ненадолго: на несколько часов или суток. Супы, котлеты, пюре и другие блюда одной и той же консистенции быстро приедаются, и полноценно питаться ими на постоянной основе нельзя. Вот почему сейчас питание в тубах популярно в качестве сувениров, но никак не годится для космического рациона.

За тем, как производятся тубы с некогда космическим питанием, мы получили возможность наблюдать в цехах БЭЗ. В списке меню десятки наименований блюд, которые могут попробовать «земляне», ощутив себя покорителями космоса. В день, когда мы посетили завод, там готовили борщ. Смешанный в блендере до однородной консистенции, он больше похож на горячий свекольный смузи. Из кулинарного цеха пахнет специями, а в фасовочном цехе с закаточными машинами слышится монотонное гудение готовых к работе аппаратов. «Поехали!» - зычным голосом командует Людмила Павловна, кандидат технических наук, отправляя тубы на ленту конвейера. Каждая из туб с мелодичным звоном продвигается по кругу и наполняется борщом, который целыми ведрами заливается сверху в большую воронку. Всего сегодня будет расфасовано 50 литров борща – это 500 туб по 115 граммов. Из каждой партии Людмила Павловна выбирает одну тубу и взвешивает ее на старых, но самых точных, по ее уверениям, механических советских весах.

DSC_0773.JPG

Затем тубы отправляют в соседний цех на передвижных стеллажах для стерилизации. Огромная машина загудела, как турбина ракеты, затряслась – через несколько часов домашний борщ станет космическим блюдом. Слоган «Проверено космосом!» не зря украшает упаковки с тубами. По технологии приготовления они не отличаются от тех, которыми питались космонавты.

Но оставим питание в тубах «землянам», которые хотят прикоснуться к космическому быту. Ведь как только космонавты начали проводить в невесомости недели и месяцы, а после даже поселились на МКС, перед учеными встала новая задача: создать такое питание, которое стало бы равноценной заменой обычному рациону человека. Тогда, в 1980-х, и появилась сублимированная пища.

«Такая пища готовится на кухне, на плите и в кастрюльке, - получается вкусная, домашняя еда, совсем как у бабушки, - рассказывает Виктор Францевич, - потом она отправляется в сублиматор. Он «сушит» пищу, обезвоживает ее, и происходит это следующим образом: сначала продукты замораживаются на очень низких температурах, затем в сублиматоре создается вакуум, и они медленно, иногда почти сутки, нагреваются обратно. При этом вся вода из них выпаривается, и любое блюдо – будь это суп, гарнир или мясо – превращается в порошок».

Достаточно вскрыть вакуумную упаковку, по инструкции налить туда горячей или холодной воды, и через несколько минут порошок примет свой первозданный вид – станет горячим ароматным супом, густым творогом с сухофруктами или превратится в жаркое из мяса. Из таких сублиматов и состоит основной рацион космонавтов. Очень важно, что сублимированная пища после обработки сохраняет все полезные вещества: белки, жиры и углеводы, витамины, микро- и макроэлементы. Также это питание подходит для спортсменов, путешественников, его заказывали для шестерых добровольцев, участвующих в эксперименте Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН по имитации пилотируемого полета на Марс в течение 500 дней «Марс-500».

Татьяна Васильевна Гаврюшенко работает на Бирюлевском Экспериментальном Заводе уже 45 лет. Сейчас она – главный специалист завода и самый давний его сотрудник. В ее кабинете рабочий стол украшают подписанные космонавтами фото. Вот, например, благодарности от Александра Мисуркина: «Татьяне Васильевне за космический стол». На холодильнике рядом с магнитами из Крыма и Абу-Даби – магнит с Байконура в форме ракеты.

DSC_0516.JPG

Татьяна Васильевна выкладывает перед нами целый натюрморт из космической еды. Черная икра в маленькой консервной банке, самые разные супы, мясные консервы, мармелад и карамельные леденцы, сухофрукты, порошковые сублиматы. Настоящее произведение кулинарного искусства - миниатюрные буханки хлеба на один укус. Такой размер нужен для того, чтобы в невесомости не разлетались крошки, которые могут ненароком попасть в дыхательные пути космонавта или механизмы корабля.

DSC_5880-2.JPG

Мы сами разводим водой некоторые сублиматы, – гороховый суп, тушеные овощи с мясом – пробуем их и дивимся тому, как малопривлекательная смесь на глазах превращается в аппетитный, будто только что с плиты, обед. Даже фотограф Лена, вегетарианка, нашла блюдо на свой вкус – облепиховый творог и творог с орехами.

«Кроме всех продуктов, консервированных и сублимированных, мы единственные в мире поставляем нашим космонавтам свежие овощи и фрукты – так называемое «свежьё». Лук, чеснок, яблоки, апельсины, грейпфруты, помидоры... Это наше ноу-хау, применяется специальная обработка и упаковка, которая позволяет хранить фрукты и овощи до 40 дней», - гордо рассказывает Виктор Францевич. Например, благодаря этой технологии космонавты могут получить на Новый Год мандарины.

В нынешнем меню космонавтов более 300 наименований различных блюд. Среди них есть и такие кулинарные изыски, как азу из говядины, чахохбили, мясо в желе и в белом соусе. Причем один стандартный рацион рассчитан на 16 дней: ни разу в течение этого срока продукты не повторяются.

/upload/iblock/029/029ad2ecba8010c05ef8fdf8e4da164e.jpg

«Рацион космонавтов состоит из двух частей, - объясняет Виктор Францевич. - Основная часть, или базовая, составляется по медицинским показателям и не обсуждается, потому что каждый космонавт должен употребить определенное количество калорий, получить необходимую долю витаминов и полезных веществ. А вторая часть рациона - дополнительный индивидуальный набор, который полностью зависит от предпочтений космонавтов. Перед полетом они дегустируют все блюда из перечня и оценивают их по девятибалльной шкале. Все, что меньше шести баллов, отсеивается, а из остальной части летчики могут выбрать то, что им больше всего понравилось».

Татьяна Васильевна до сих пор помнит о вкусовых пристрастиях космонавтов, с которыми ей довелось работать – а почти за полвека довелось работать со многими. «Елена Серова замучила нас, очень молоко любила, мы ей в космос козу хотели отправить», - шутит она.

«Хорошо относятся к первым обеденным блюдам, борщ любят, супы-пюре, рассольники хорошо идут, твороги они очень любят, потому что у нас они с различными добавками: с облепиховым, смородиновым, клюквенным пюре». Особое место в пайке занимает творог с орехами. Заказать его в свой рацион – такая же нерушимая традиция для наших космонавтов, как и посмотреть «Белое солнце пустыни» перед полетом. Творог с орехами давно завоевал себе славу не только среди многих поколений российских летчиков, но и среди их иностранных коллег. На МКС у каждого представителя разных стран свой паек, который зависит от национальной кухни и набора продуктов, но иногда космонавты могут бонусом заказать рацион своих соседей по кораблю или меняться им, и тогда творог с орехами на первом месте в списке деликатесов.

Уезжая с завода космического питания, невольно осознаешь: будущее, о котором грезили фантасты, уже наступило. Оно заметно даже в простых вещах вроде горячего супа, сытного обеда или хлеба, которые умещаются в горстке порошка и витают в невесомости в сотнях километров от кухни, где были приготовлены. Это ли не фантастика?