Космос

National Geographic Россия
10 марта 2021
_-.jpg
Фото: Encyclopedia of Meteorites
Ни один другой известный объект не имеет характеристик, подобных EC 002, древнему метеориту, найденному в алжирских дюнах в прошлом году.

Весной 2020 года в отдаленном районе пустыни Сахара был обнаружен 32-килограммовый метеорит, который оказался куском древней протопланеты — небольшого небесного тела, служащего строительным блоком для планет. Он получил обозначение Erg Chech 002 (EC 002).

Согласно исследованию, опубликованному в Proceedings of the National Academy of Sciences, вулканическая космическая порода является «самой старой известной лавой», которая когда-либо падала на Землю, и дает беспрецедентный взгляд на формирование планет в ранней Солнечной системе.

«EC 002 четко отличается от всех групп астероидов, и на сегодняшний день не было идентифицировано ни одного объекта со спектральными характеристиками, аналогичными EC 002. Данные об остатках первичной коры редко встречаются не только в других записях о метеоритах, но даже в истории изучения пояса астероидов», — Жан-Аликс Баррат, ведущий автор исследования из Университета Западной Бретани во Франции.

Получив образцы метеорита, Баррат и его коллеги смогли определить, когда этот кусок коры протопланеты, который частично расплавился как лава, кристаллизовался в твердую форму. Анализ изотопов магния и алюминия в породе показал, что возраст EC 002 составляет примерно 4,566 миллиарда лет. Для сравнения: следующий по возрасту магматический метеорит, названный NWA 11119, примерно на 1,24 миллиона лет моложе, а возраст Земли, по современным оценкам, составляет около 4,543 миллиарда лет.

EC 002 отличается не только возрастом, но и необычным составом. Метеорит на 58 процентов состоит из диоксида кремния, что позволяет предположить, что его древнее материнское тело имело корку из андезитовой породы, которая отличается от базальта, более знакомого магматического материала, который часто встречается в вулканически активных регионах на Земле.

По словам исследователей, открытие говорит о том, что самые ранние дифференцированные протопланеты, населявшие Солнечную систему, а также большая часть их обломков, безусловно, были разрушены или впоследствии срослись с растущими каменистыми планетами.