Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Космос

В Солнечной системе найдены 139 новых малых космических тел

12 марта 2020
_-.jpg
Фото: Wikimedia Commons
Их изучение может помочь обнаружить девятую планету системы.

Астрономы обнаружили малые космические тела за орбитой Нептуна благодаря проекту The Dark Energy Survey (DES), целью которого является изучение темной энергии и динамики расширения Вселенной. С августа 2013 по январь 2019 года 4-метровый телескоп Victor M. Blanco, расположенный в Межамериканской обсерватории Cerro Tololo Inter-American Observatory (CTIO) в Чили и оснащенный 440-мегапиксельной камерой DECam, снимал участок южного неба в 5 тысяч квадратных градусов.

«Наша камера DECam была создана не для поисков планет, а изучения темной энергии. Тем не менее, благодаря огромной чувствительности и глубине покрытия это очень удобный инструмент для поисков транснептуновых объектов», — соавтор исследования Гэри Бернштейн.

Ученые считают доказанным существование за орбитой Нептуна девятой планеты Солнечной системы. Астрофизики Константин Батыгин и Майкл Браун предполагают, что она является ядром зарождающегося газового гиганта, который был выброшен со своей первоначальной орбиты Юпитером во время формирования Солнечной системы.

Однако локализовать положение этой планеты до сих пор не удалось, так как она находится на расстоянии около 200 астрономических единиц. Это не позволяет напрямую увидеть ее на общих снимках Солнечной системы и заставляет астрономов искать ее вслепую, а также сужать поле поиска, открывая новые малые космические тела и просчитывая их орбиты.

По словам ученых, новые открытия были сделаны после интенсивного повторного анализа данных DES за первые четыре года работы проекта. Участники DES обнаружили, что алгоритмы и инструменты, которые применялись для обнаружения следов вспышек сверхновых и столкновений галактик, можно использовать и для поиска гораздо более близких объектов, в том числе малых космических тел.

«Количество транснептуновых объектов, которое вы можете найти, зависит от того, какой участок неба вы наблюдаете и какой самый слабосветимый объект можете обнаружить», — Гэри Бернштейн.

Эти объекты находятся на расстоянии 30 астрономических единиц от нас, поэтому обнаружить их непросто. Команда исследователей начала с семи миллиардов точек на снимках, исключив объекты, который находились на одном и том же месте несколько ночей, что исключало их принадлежность к транснептуновым объектам. Следующим шагом было выявление сгруппированных объектов для выяснения траектории их движения. Это привело к появлению списка из 400 кандидатов на звание малых космических тел.

Дальнейшее изучение этого каталога показало, что среди лишь 139 этих объектов представляют собой малые космические тела, а не астероиды или околоземные спутники, значительную часть которых планетологи уже открыли в последние несколько лет. Ученые планируют продолжить исследование, проанализировав данные за весь период работы The Dark Energy Survey.

Взгляните на динозавра, размером с колибри — возможно, самого маленького в мире!

Самые похожие на Землю планеты