Журнал №191, август 2019

/upload/iblock/e9e/e9e75a353df1b11093b21b2ca691c579.jpg
Фото: Roscosmos.ru
/upload/iblock/a28/a28a934be4f817eb3bb862b5cd115496.jpg
Фото: Roscosmos.ru
Первыми животными в космосе были беспородные собаки Дезик и Цыган: в 1951 году они совершили полет на геофизической ракете в верхние слои атмосферы. Видео, включающее редкие архивные кадры, рассказывает, как это было.
Видео, созданное в рамках цикла «Интересные факты о космосе», опубликовано на официальном YouTube-канале Роскосмоса. Специалисты напоминают, что в рамках программы освоения космического пространства необходимо исследовать влияние невесомости и других факторов на живой организм. К середине прошлого века на различных видах животных уже были проведены наземные стендовые испытания, и в декабре 1950 года на совместной сессии Академии наук СССР (АН СССР) и Академии Медицинских Наук СССР (АМН СССР) был поднят вопрос о том, кого именно послать в космос первым. Основными претендентами были крысы, мыши, мухи-дрозофилы, черепахи, обезьяны и собаки. В США итогом аналогичного спора стал выбор обезьян, а советские ученые, установив, что беспородные уличные собаки обладают наибольшей выносливостью в сочетании с отличными способностями к дрессировке, отправили в космос Дезика и Цыгана. Запуск геофизической ракеты В-1В (Р-1В) с собаками на борту в верхние слои атмосферы состоялся 22 июля 1951 года с полигона Капустин Яр в Астраханской области. Более знаменитые Белка и Стрелка покорили космическое пространство лишь спустя 9 лет; их достижением является орбитальный космический полет. А Дезик и Цыган стали первыми в истории животными, осуществившими полет на ракете и благополучно вернувшимися обратно. Ракета поднялась на высоту около 101 км, достигнув линии Кармана (условной границы атмосферы Земли и космоса). Полет продолжался около 20 минут; контейнер с собаками благополучно приземлился в нескольких километрах от стартовой площадки.
/upload/iblock/445/445e45ffbec1fe924c5a3215865ec15c.jpg
Wikipedia Схема полёта Дезика и Цыгана: 1 - Старт. 2 - Отделение головной части (выс. 87,7 км). 3 - Максимальная высота. 4 - Падение отработавшей ракеты. 5 - Раскрытие парашюта головной части (выс. 7 км). 6 - Приземление головной части.
Узнайте, каких животных Роскосмос отправит на Марс.