National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Космос

Видео: у карлика Макемаке обнаружен спутник

27 апреля 2016
/upload/iblock/2ce/2ce72f8a1a517ee2a3fdac90194b98f1.jpg
Фото: NASA, ESA, A. Parker (Southwest Research Institute)
/upload/iblock/f7d/f7ddbc7e6270c4335329fd0ded0b5a81.jpg
Фото: NASA, ESA, A. Parker, M. Buie (SwRI)
/upload/iblock/6be/6be4ae37fd0f8b1a050c5f9f320f0374.jpg
Фото: Chesnok/Wikipedia
Телескоп «Хаббл» обнаружил у карликовой планеты Макемаке спутник. Практически все крупные транснептуновые объекты обладают по крайней мере одним спутником, и его «отсутствие» у Макемаке заставляло ученых продолжать поиски.
Макемаке относится к транснептуновым объектам и плутоидам. Это третья по величине карликовая планета Солнечной системы, а из числа известных объектов пояса Койпера - вторая по яркости после Плутона. Небесное тело размером 1478 ± 34 км было открыто в 2005 году группой американских астрономов, а в 2006 году (одновременно с Плутоном и Эридой) было включено в каталог малых планет под номером 136472. В соответствии с правилами Международного астрономического союза, классическим объектам пояса Койпера присваивается имя, связанное с сотворением. Для нового небесного тела было выбрано слово «Маке-маке»: в мифологии рапануйцев, коренных жителей острова Пасхи так зовется бог изобилия и создатель всего человечества. По состоянию на 2012 год карликовая планета находилась в 52,2 а. е. (7,8 млрд км) от Солнца. Долгое время на орбите вокруг нее не могли обнаружить ни одного спутника, что отличало Макемаке от других крупных транснептуновых объектов, почти все из которых обладают по меньшей мере одним спутником. Поиски продолжались, и в 2016 году с помощью телескопа «Хаббл» у Макемаке был замечен маленький спутник яркостью 0,08% от яркости карликовой планеты. Как говорится на сайте Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA), он получил официальное обозначение S/2015 (136472) 1 и неофициальное имя MK 2. Спутник в 1,3 тысячи раз тусклее Макемаке. В диаметре он достигает 160 километров, вращаясь вокруг карликовой планеты на расстоянии около 21 тысячи километров. Форма орбиты пока точно не известна. В том случае, если она круговая - период обращения MK 2 вокруг Макемаке составляет около 12 суток. Это также означает, что появление спутника стало результатом столкновения Макемаке с другим небесным телом из пояса Койпера. Вытянутая же траектория позволяет предположить, что МК 2 несколько миллиардов лет назад был захвачен карликовой планетой из пояса Койпера. Обнаружение у Макемаке спутника подтверждает теорию о том, что они вообще свойственны всем крупным транснептуновых объектам. Кроме того, это – еще одно общее свойство Макемаке и Плутона, также имеющих схожий химический состав поверхности. Посмотрите, как выглядит Плутон крупным планом.