National Geographic №198, март 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Все, что известно о коронавирусе, распространяющемся по миру
Космос

Вздрогнем! InSight получил первое прямое доказательство марсотрясений

25 февраля 2020
recenttecton.jpg
Уступы Цербера
Фото: ESA / DLR / FU Berlin
Красная планета гораздо более сейсмически активна, чем считалось ранее.

Зонд NASA Mars InSight зафиксировал первые признаки сейсмической активности Марса еще в апреле 2019 года с помощью инструмента SEIS, состоящего из трех детекторов, способных фиксировать колебания грунта на высоких и малых частотах. На обработку данных зонда ученым понадобился почти год, и теперь результаты их работы опубликованы в специальном выпуске Nature.

«Мы доказали, что Марс является сейсмически активной планетой. Его недра оказались гораздо более активными, чем у Луны, но менее беспокойными, чем на Земле. В целом Марс напоминает в этом отношении те спокойные уголки нашей планеты, которые находятся далеко от разломов и зон сейсмического напряжения», – Брюс Банердт, руководитель миссии InSight в NASA.

За 235 марсианских дней прибор зафиксировал 174 сейсмических всплеска. Из них 150 были высокочастотными сотрясениями, подобными тем, которые были зарегистрированы в ходе экспериментов Аполлона на Луне. Однако остальные 24 были низкочастотными — они зародились на глубине 20-30 км, и обладали магнитудой 3-4. Подобные толчки были бы заметными для человека, если бы он находился в окрестностях их эпицентра на Марсе.

«Эти 24 сотрясения имеют преимущественно низкочастотное содержание, а их спектральные формы следуют тем же законам масштабирования, что и землетрясения, а также лунные сотрясения. Это приводит нас к выводу, что они имеют тектоническое происхождение», — говорится в работе исследователей.

Ученые обнаружили, что два из трех самых сильных марсотрясений произошли в так называемых Уступах Цербера. Так обозначают набор расселин и разломов, расположенный у экватора Марса, рядом с равниной Элизий. Уступы Цербера считаются самым молодым геологическим регионом Марса с точки зрения вулканической активности. Последние извержения здесь происходили около 10 миллионов лет назад.

Этот факт может свидетельствовать о проявлении современной тектонической и магматической активности в недрах Марса, хотя это и противоречит современным представлениям о вулканизме и геологической эволюции планеты.

Космический зонд InSight был запущен в мае 2018 года и приземлился на Марсе 26 ноября 2018 года, где установил сейсмометр под названием «Сейсмический эксперимент внутренней структуры» (SEIS). В конце февраля прошлого года аппарату впервые удалось пробурить грунт на Марсе. Миссия InSight продлится еще как минимум год.

Взгляните на захватывающий снимок Марса от Curiosity.

Пять звезд на берегу Телецкого озера