Журнал №191, август 2019

WASP-104b: одна из самых темных планет в известной Вселенной

Популярная Механика
23 апреля 2018
/upload/iblock/30d/30dd262615ec0068434648e9aa6d8409.jpg
Так видит планету класса "Горячий Юпитер" художник NASA. Исследователи полагают, что WASP-104b может оказаться одной из самых черных планет в известной человечеству Вселенной.
Фото: JPL-CALTECH/NASA
Астрономы обнаружили в созвездии Льва планету, поглощающую от 97% до 99% света, который доходит до нее от ее звезды — желтого карлика WASP-104, очень похожего на на наше Солнце.
Масса планеты WASP-104b сравнима с массой Юпитера, но температура на ней гораздо выше из-за того, что WASP-104b вращается очень близко к своему светилу: период обращения вокруг звезды у нее составляет меньше 10 дней. Планеты, подобные WASP-104b, называют горячими Юпитерами. Большинство известных нам горячих Юпитеров отражает около 40% доходящего до них света, но не WASP-104b: она поглощает почти весь падающий на нее свет — от 97% до 99%, что делает ее одной из самых черных планет, известных человечеству.

WASP-104b находится экстремально близко к своей звезде, на расстоянии около 4,3 миллионов километров; год там должен продолжаться всего около 1,75 земных суток. На всегда развернутой к звезде дневной стороне планеты так горячо, что газ не конденсируется в верхних слоях атмосферы, и облака не формируются — а именно облака, как показывает пример Венеры, обычно отражают большую часть света. Некоторые небесные тела — например, Энцелад и Европа — отражают падающий на них свет за счет льда, но лед, как и облака, не может существовать на горячем Юпитере.

Вместо облаков WASP-104b, скорее всего, окутана плотной атмосферой, в составе которой много натрия и калия, которые поглощают электромагнитное излучение в видимой части спектра. По этой причине, считают ученые, дневная сторона планеты отражает совсем мало света.

Горячие Юпитеры, как правило, обнаруживают транзитным методом, регистрируя периодические падения светимости звезды в моменты, когда планета проходит между звездой и телескопом. Большая масса и малый диаметр орбит горячих Юпитеров также позволяют находить их по небольшим отклонениям орбит их звезд, вызванных гравитацией планет.

Если бы мы подлетели к WASP-104b, мы вряд ли увидели ее черной, скорее темно-красной: вместо отраженного света раскаленная атмосфера дает собственное свечение.

Самая низкая отражающая способность зарегистрирована для планеты TrES-2b, которая отдает только 0,1% доходящего до нее света, но по мере того, как ученые собирают новые данные, WASP-104b вполне может занять ее место в списке самых темных планет.

Результаты исследования опубликованы в журнале New Scientist.