National Geographic №195, декабрь 2019

Фото: NASA
/upload/iblock/679/679057dd2af04b41d5f058b5f2896edc.jpg
Норисигэ Канаи перед стартом. 17 декабря 2017 года
Фото: Кирилл Самурский
Перегрузки и невесомость, солнечная радиация, смена графика и диеты – космические миссии по-разному влияют на человеческий организм. Интересен недавний случай с японским астронавтом: за 21 день в космосе он вырос на 9 сантиметров.
Обновление на 10 января 2018. Вдогонку за этим твитом Норисигэ опубликовал новый, в котором указал на ошибку измерений: в действительности его рост увеличился лишь на 2 сантиметра.

Вот уже три недели Норисигэ Канаи находится в 400 км над Землей: он прибыл МКС в конце 2017 года в ходе совместной космической миссии «Роскосмоса», NASA и JAXA (Японского агентства аэрокосмических исследований).

9 января 2018 он написал в Твиттере: «Доброе утро! Сегодня у меня важное объявление. Наши тела измерили и – вау – я вырос аж на 9 сантиметров!»

Как сообщает BBC, увеличение роста в пределах 2-5 см довольно часто наблюдается в космосе: сказывается влияние невесомости на позвоночник. Впрочем, эти изменения обратимы: по возвращении на Землю исследователи возвращаются к прежним физическим параметрам. Интересен, впрочем, омолаживающий эффект, который оказал космос на Скотта Келли: сравните астронавта с его братом-близнецом. Подробнее об этом мы писали здесь.
/upload/iblock/3f7/3f7138bfabe2c8691c8101aaa8c99118.jpg
NASA Скотт и Марк Келли.

«Меня немного волнует, поместится ли мое тело в кресло «Союза», – добавляет Норисигэ. На борту этого космического корабля ему предстоит возвращаться домой в конце апреля, когда завершится его 122-дневное пребывание на МКС.
/upload/iblock/34c/34cf725dcf0ac0096dc4fda383057c45.jpg
Кирилл Самурский Норисигэ Канаи (JAXA, Япония), Антон Шкаплеров («Роскосмос», Россия) и американец Скотт Тингл (NASA, США) перед стартом. 17 декабря 2017 года.

Миссия Норисигэ Канаи (а также российского космонавта Антона Шкаплерова и американца Скотта Тингла) началась 17 декабря 2017, когда с Байконура стартовал космический корабль «Союз МС-07». Кстати, этот запуск снимали участники нашего фототура с Кириллом Самурским.

Спустя двое суток, 19 декабря, корабль пристыковался к МКС.

Согласно «Роскосмосу», в задачи этих трех космонавтов входят:

• участие в операциях по управлению полётом и стыковкой ТПК «Союз МС-07» с МКС к малому исследовательскому модулю «Рассвет» (МИМ1);
• совместная работа по программе экспедиции МКС-54;
• работа с транспортными грузовыми кораблями (ТГК) серии «Прогресс МС»;
• работа с американскими грузовыми кораблями Dragon и Cygnus;
• подготовка к возвращению на Землю трёх членов экипажа экспедиции МКС-53/54 на ТПК «Союз МС-06»;
• выполнение работ по стыковке ТПК «Союз МС-08» с экипажем МКС-55/56 к малому исследовательскому модулю «Поиск» (МИМ2);
• поддержание работоспособности станции и дооснащение МКС оборудованием, доставленным грузовыми кораблями;
• выполнение программы научно-прикладных исследований и экспериментов;
• участие в мероприятиях по программе работ с общественностью и СМИ;
• проведение бортовых фото- и видеосъёмок для создания хроники полёта РС МКС, а также съемок в соответствии с разработанными сценариями телестудии Роскосмоса;
• подготовка к возвращению на Землю других членов экипажа.