National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Космос

Японский зонд вышел на орбиту Венеры с пятилетним опозданием

09 декабря 2015
/upload/iblock/6ec/6ec7a7972f61d83d0b4d02c08969eb3a.jpg
Фото: NASA
/upload/iblock/5fb/5fb202b5c3ef84ee63573629601e1de4.jpg
Космический аппарат NASA Pioneer Venus Orbiter, запущенный в 1978 году
/upload/iblock/2d5/2d5921c38487d8c350ac818d641512bd.jpg
Запуск Akatsuki в 2010 году
Фото: NARITA Masahiro/Wikipedia
Со второй попытки японский космический зонд Akatsuki («Утренняя заря») вышел на орбиту Венеры 7 декабря 2015 года. В первый миссия не удалась из-за поломки.
Автоматическая межпланетная станция японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) Akatsuki, предназначенная для изучения Венеры, была запущена 21 мая 2010 года с японского космодрома «Танегасима». 7 декабря 2010 года аппарат приблизился к Венере, однако маневр выхода на орбиту планеты окончился неудачей. Выяснилось, что причиной стала неисправность клапана в одном из топливопроводов. Это вызвало недостаточное питание двигателя топливом, приведшее к его преждевременной остановке. Траектория движения зонда была изменена, и он был направлен на другую орбиту. Рассматривая возможность его повторной отправки к Венере, специалисты на Земле смоделировали аналогичные неисправности и научились исправлять их в удаленном режиме. Зонд, двигавшийся на протяжении минувших пяти лет по орбите вокруг Солнца, к моменту нового сближения с Венерой был признан относительно работоспособным. По сообщению JAXA, 7 декабря 2015 года Akatsuki удалось выйти на орбиту Венеры. В течение нескольких ближайших дней будет вестись проверка его дальнейших возможностей: изначально аппаратура была рассчитана на 4 года работы, но зонд находится в полете уже пять лет. За это время он подвергался воздействию солнечной радиации, а его поверхность регулярно разогревалась до 140 градусов. Все это могло негативно сказаться на важных функциях станции. Если окажется, что мощностей Akatsuki все же достаточно, то в течение двух предстоящих лет он будет вращаться вокруг планеты по эллипсоидной орбите, максимально приближаясь на 550 км и предельно удаляясь на 300 тысяч км, собирая данные об атмосфере. В частности, планируется понять механизм формирования ураганов и гигантских туч из серной кислоты. Астрофизики, впрочем, не исключают, что весь запланированный объем работ может и не осуществиться из-за износа оборудования. Узнайте о других проектах в области изучения Венеры.