Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Успехи близнецов: гены или воспитание?

Текст: Андрей Журавлев Фото: Анна Войтенко
18 марта 2015
/upload/iblock/eb0/eb0a7b529f43672102a83462197e8dab.jpg
Однояйцевые близнецы, являясь естественными клонами, приобретают отличия друг от друга лишь под влиянием внешней среды.
Фото: Анна Войтенко
Международный коллектив генетиков и психологов исследовал более 6,5 тысячи пар близнецов, чтобы понять, чем предопределены их успехи – хорошей наследственностью или влиянием внешней среды.
В 1920-е годы первые генетики, вдохновленные идеей создания Нового Советского Человека, увлекались евгеникой. Так, Юрий Филипченко собрал обширный материал по генеалогии академиков. Оказалось, что именно в среде интеллигенции рождаются особо талантливые личности. Озабоченность евгеников вызывал тот факт, что интеллигенты заводят мало детей. «Нужно размножать наших академиков», – писал один из авторов «Русского евгенического журнала». Руководство страны почин не поддержало... Такие исследования проводились в основном на близнецах, поскольку однояйцевые близнецы наследуют один и тот же геном, а разнояйцевые, развивающиеся из двух яйцеклеток, – лишь половину одинаковых генов. Почти столетие спустя международный коллектив генетиков и психологов, в том числе Эва Крапол из Лондонского королевского колледжа и Юлия Ковас из Томского государственного университета, исследовал более 6,5 тысячи пар близнецов – выпускников английских средних общеобразовательных школ, чтобы понять, чем предопределены их успехи – хорошей наследственностью или влиянием внешней среды (воспитанием, полученным в школе и дома)? Оказалось, что успехи в сдаче экзаменов на Общий сертификат о среднем образовании на 75% процентов предопределены наследственностью и лишь на 25% зависят от педагогов и «папиного ремня». В этот наследственный багаж входят и умение принимать самостоятельные решения, и высокая самооценка, и целеустремленность, и поведение, и здоровье, и еще целый ряд факторов. Исследователи заключают: эти выводы подтверждают необходимость личностно-ориентированного подхода в обучении школьников.