Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

В Африке найдена древнейшая в мире бактерия

30 ноября 2016
/upload/iblock/9b6/9b6fd1be772048680f6633083e2b2099.jpg
Фото: NIAID/Flickr.com
/upload/iblock/766/766f244c33b322751e53cfbfb0fb31eb.jpg
Фото: Andrew Czaja/Uc.edu
/upload/iblock/1b7/1b7c8a9c7ea6a30d7cf3639010c2e3fe.jpg
Фото: Andrew Czaja/Uc.edu
Во время экспедиции в Южной Африке американские ученые обнаружили самый старый из известных к настоящему времени микроорганизм: его возраст насчитывает 2,5 миллиарда лет.
Научную работу на территории Северо-Капской провинции ЮАР вели геологи из Университета Цинциннати. На двух образцах ископаемых пород была найдена бактерия сферической формы с гладкими стенками. Ученые отнесли ее к так называемым сероокисляющимся организмам. Бактерия гораздо крупнее своих современных сородичей и больше походит на одноклеточные организмы, которые обитают в условиях, где содержание уровня кислорода приближено к нулевому – например, на больших океанских глубинах. О результатах исследования рассказано в публикации на сайте университета. Находка подтверждает версию о наличии жизнеспособных организмов на самой ранней стадии существования Земли, когда доля кислорода в атмосфере составляла 0,0001% от нынешней. По мнению геологов, ископаемый организм населял Ваальбару - первый гипотетический суперконтинент на Земле, включавший объединенные территории современных Австралии и Африки. Начав свое формирование 3,6 млрд лет назад, древний континент раскололся около 2,5 млрд лет назад. Примерно тогда же произошла так называемая Кислородная революция: глобальное изменение состава атмосферы Земли, что привело к исчезновению организмов, не нуждавшихся в кислороде, и к появлению на их месте новых форм жизни. Узнайте о том, где были найдены бактерии возрастом 2,3 млрд лет.