Журнал №191, август 2019

Дарья Желнина
15 июля 2015
/upload/iblock/125/1258e94253858bf7bc5c4c9225e0c9d1.jpg
Фото: en.wikipedia.org
В холодной почве Антарктиды ученые обнаружили клетки спермы червей, возраст которых можно оценить в 50 миллионов лет.
Образцы были найдены в фоссилизированном (окаменевшем) коконе, который могли сплести во время спаривания предки кольчатых червей, например, пиявок или земляных червей. К такому выводу пришли палеонтологи из Шведского музея естественной истории. Клетки были обнаружены случайно во время поиска останков организмов в отложениях. В процессе просеивания Томас Мёрс (Thomas M?rs) заметил фоссилизированный кокон, в котором он увидел много клеток спермы при помощи сканирования электронным микроскопом. Сравнив эти образцы со спермой ныне живущих червей, ученые пришли к выводу, что это клетки кольчатых червей (Annelida).
/upload/iblock/84f/84fa318b2ece8cb47b6f1e57548a8c90.jpg
Department of Palaeobiology / Swedish Museum of Natural History / Biology Letters 2015 Фрагмент отсканированной стенки кокона.
Особенное сходство наблюдается с пиявкоподобными червями, которые селятся на панцирях раков и питаются отмершими клетками. Ученым кажется удивительным то, что они нашли клетки древнего предка этих червей в почве Антарктиды, потому что сейчас этот вид встречается только в Северном полушарии. Исследователи надеются, что клетки спермы будут не единственной находкой. Из-за того, что кокон окончательно затвердевает в течение нескольких дней, в его стенках могли быть “замурованы” мелкие организмы.