Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Наука

В Антарктиде нашли межзвездное железо

14 августа 2019
Находка скрывалась в недавно выпавшем снегу и, судя по всему, оказалась в Антарктиде относительно недавно.

Речь идет об изотопе железа — железо-60. Ранее его находили в глубоководных морских отложениях, что указало на вспышку сверхновой в относительной близости от Земли в далеком прошлом. В новом исследовании железо-60 впервые обнаружили в недавно выпавшем снегу в Антарктиде; предполагается, что изотоп оказался на нашей планете в течение последних 20 лет.

Исследователи нашли десять атомов железа-60 в приблизительно 500 кг снега, доставленного из Антарктиды в Германию. Сверхновые являются главным, но не единственным источником данного изотопа: например, высокоэнергетические частицы, называемые космическими лучами, могут создавать железо-60 при контакте с пылью в Солнечной системе. Впрочем, сравнение количества железа-60 в проанализированном снегу с количеством марганца-53 (другого изотопа, создаваемого космическими лучами) показало, что содержание железа-60 гораздо выше, чем можно было бы предполагать, будь оба изотопа произведены космическими лучами.

На данный момент Солнечная система движется через Местное межзвездное облако (ММО) — довольно плотный регион межзвездной среды, находящийся в Местном пузыре. Обнаруженное железо-60, попавшее на Землю недавно, может указывать на то, что ММО было сформировано сверхновыми.

Работа, посвященная новому исследованию, опубликована в журнале Physical Review Letters.