National Geographic №194, ноябрь 2019
Наука

В честь Джима Моррисона назвали древнюю ящерицу

28 июня 2013
/upload/iblock/610/610766470aff7eaf28e530c7d831ddad.jpg
Ископаемые остатки Barbaturex morrisoni.
Ископаемая бородатая ящерица, населявшая Юго-Восточную Азию миллионы лет назад, была названа в честь лидера группы The Doors Джима Моррисона.
Группа палеонтологов из нескольких университетов США опубликовала результаты своего многолетнего исследования. Изучая окаменелости гигантских рептилий, ученые обнаружили новый вид ископаемой травоядной ящерицы. Ее длина достигала 1,8 метра, масса тела – 27,2 килограмма. Это крупнейшая из известных науке травоядных ящериц. Более крупные рептилии - комодский (до 3,13 метра) или австралийский вараны (до 2,5 метра) - являются хищниками. Травоядный гигант обитал в эоцене (56 миллионов - 33,9 миллиона лет назад) во влажных тропических лесах на территории современной Мьянмы. Поскольку эта ящерица была крупнее не только всех прочих травоядных рептилий, но даже некоторых хищников, она без труда находила себе пищу и умела защищаться от естественных опасностей. Вместе с тем, по мнению ученых, и сама она была объектом охоты хищников. В ходе исследования палеонтологи получили подтверждение теории о том, что царивший тогда теплый климат (в среднем на 2-5°С выше, чем в наши дни) оказал большое влияние на эволюцию рептилий, позволяя им развиваться до столь внушительных размеров. Однако у ученых осталось немало неразгаданных загадок. По-прежнему не известно, как долго на Земле существовал этот вид ящериц, какимименно был их ареал обитания, как не выяснена и точная зависимость размеров рептилий от климата. Официальное название новой ящерицы - Barbaturex morrisoni. Первое слово является составным от латинских «Barbatus» и «rex» («бородатый король»): дело в том, что у рептилии имеются характерные кожные наросты на челюсти. Второе же слово – производная от фамилии вокалиста группы The Doors Джима Моррисона. Фраза одной из его песен «I am a Lizard king. I can do anything» («Я — король ящериц, я могу все») стала известной, а прозвище Lizard King надолго закрепилось за музыкантом. Палеонтолог Джейсон Хэд из Университета Небраски пояснил, что во время исследований он нередко слушал записи The Doors, потому решил, что «Король ящериц» - самое подходящее название для ископаемого гиганта.