Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

В далекой галактике найден кислород

17 июня 2016
/upload/iblock/6ea/6ea8a6e3c678e9734f745ce6d7f2c8c2.jpg
Фото: NAOJ
/upload/iblock/9a5/9a539d62ed52268f7188eadeb0f32017.jpg
Фото: NAOJ
На расстоянии 13,1 миллиарда световых лет от Земли найдена галактика, в которой относительная доля кислорода всего в десять раз меньше, чем у Солнца.
Галактика SXDF-NB1006−2 была обнаружена в 2012 году телескопом Subaru, входящим в состав Национальной астрономической обсерватории Японии (NAOJ). Ученые зафиксировали излучение от водорода, а последующие наблюдения, сделанные при помощи чилийской обсерватории ALMA (Atacama Large Millimeter Array), позволили узнать о галактике больше. Научную работу провели астрофизики из Японии, Швеции, Великобритании и Германии; с ее результатами можно познакомиться на официальном сайте обсерватории ALMA. В публикации говорится, что галактика, лежащая на расстоянии 13,1 миллиарда световых лет от Земли, является не только самой далекой из известных на настоящий момент, но и единственной, содержащей сравнительно большое количество кислорода: в десять раз меньше, чем у Солнца. При этом там нет космической пыли, что может объясняться взрывом сверхновой звезды, либо же отсутствием в межзвездной среде холодных плотных облаков. Детальное изучение SXDF-NB1006−2 дает возможность расширить знания о периоде развития Вселенной, который длился от 0,38 до 550 млн лет после Большого взрыва. Он имеет название «Темные века»: в это время не существовало звезд, квазаров и других ярких источников; Вселенная была заполнена реликтовым излучением, излучением атомарного водорода на волне 21 см, водородом и гелием. На смену «Темным векам» пришла эпоха реионизации: стали образовываться первые звезды и их скопления, излучение от которых ионизировало водород. Посмотрите, как выглядит новорожденная галактика.