Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

В Гималаях найдено древнее каменное войско

13 октября 2017
/upload/iblock/004/0049cc4b720c7a55d981ed6b3f362113.jpg
Фото: Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН
/upload/iblock/471/471d4a04a9b42cb3a0dfe797ab3f9fe0.jpg
Фото: Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН
Археология в первую очередь ассоциируется с раскопками, однако иногда уникальные древние памятники можно обнаружить прямо на поверхности земли. Подобное открытие недавно было совершено в Гималаях.
Летом 2017 года российско-индийская экспедиция с участием специалистов Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН работала в Малых Гималаях. В горах Пир-Панджал ученые нашли около двухсот каменных скульптур всадников, плит с изображениями людей и животных, каменных постаментов и облицованных каменными плитами бассейнов. Уникальные памятники находились прямо на поверхности земли. Тот факт, что они не были открыты раньше, объясняется их расположением на высоте две тысячи метров.

Статуи коней с двумя, тремя, а иногда и четырьмя всадниками выполнены с большой тщательностью. Костюм воинов, их оружие, украшения, конское снаряжение и упряжь поражают обилием деталей, однако лица всадников лишены индивидуальности: в каждом из них передан обобщенный образ воина.

Интересно, что более древние воины «терракотовой армии» имеют уникальные черты лица.

Гималайские скульптуры напомнили археологам портреты, встречающиеся на монетах эфталитов: для этого народа характерны крупные черты лица, большой длинный прямой нос и плоско срезанный затылок. Последняя особенность может быть связана с традициями деформации черепов, принятой у ряда древних племен. Большие круглые серьги в ушах всадников также сближают их с некоторыми образами эфталитских правителей, отчеканенных на монетах.

Предположительный возраст каменных изваяний – 6-7 в.в. н.э. Сколько времени и сил потребовалось на создание огромного каменного войска, ученые пока не знают. В числе других вопросов, стоящих перед археологами, истинное значение скульптурных композиций и необходимость установки их столь высоко в горах.

Узнайте о древней пирамиде, найденной в Казахстане.