Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

В гробнице благородной китаянки похоронили ископаемого гиббона

22 июня 2018
/upload/iblock/603/603326438b0a07e1958d9e9067d4f834.jpg
Фото: Sciencemag.org
/upload/iblock/f9a/f9a1447fd188fa681b90a08f3cf0d613.jpg
Фото: Sciencemag.org
В 2004 году в Китае была найдена гробница возрастом около 2300 лет. Помимо человеческих останков, в ней находились кости животных, и это позволило совершить удивительное открытие.
Гробница благородной женщины, состоявшей в родстве с первым императором Китая, была найдена в провинции Шаньси. Вероятно, она была его бабушкой. Согласно высокому статусу покойной, в гробницу положили изделия из керамики, нефрита, золота и серебра, и, кроме того, различных ритуальных животных.

Ученые сравнивают захоронение с экзотическим зверинцем: в 12 ямах находились останки лошадей, азиатского черного медведя, леопарда, рыси, журавля и фрагмент черепа обезьяны – предположительно, гиббона, но специалисты сразу заметили различия с современными видами: более крупные зубы и низкий лоб. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение, ученые из Лондонского института зоологии создали трехмерную реконструкцию полного черепа примата, сравнив его с сотнями известных представителей семейства гиббонов.
/upload/iblock/ff2/ff224a793bff3baddf5adb38447be9bb.jpg
Sciencemag.org

Также был проведен сравнительный анализ зубов. В результате останки были отнесены к отдельному ископаемому роду, получившему название Junzi imperialis («благородный человек»).

В настоящее время гиббоны на территории Китая почти не встречаются, однако в древнем Китае обезьяны почитались как мудрые животные. Их изображения сохранились в старинных хрониках, но большинство выглядят не так, как современные. Находка позволяет узнать об одном из видов, обитавшем здесь тысячелетия назад.

Узнайте, как в Китае нашли останки великанов.