Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

В Индии найдены останки самого примитивного древнего примата

18 августа 2016
/upload/iblock/f52/f52adc0730f28de80015875cfbd42a0a.jpg
Фото: Kenneth Rose/Johns Hopkins Medicine
/upload/iblock/654/654f09eedd8183cf1e69f6092fdb7cdc.jpg
Карликовый мышиный лемур
Фото: Bikeadventure/Wikipedia
На западе Индии найдены фрагменты останков самого древнего и примитивного из всех известных науке приматов. Крохотное животное обитало на нашей планете около 54,5 млн лет назад.
При вскрытии пласта угольной шахты в штате Гуджарат рабочие нашли 25 небольших косточек и передали их ученым. По результатам анализа, проведенного специалистами из Индии и США, выяснилось, что существо является приматом неизвестного вида. Возраст останков оценивается в 54,5 млн лет. Моделирование позволило предположить, что животное внешне походило на карликового мышиного лемура (Microcebus myoxinus), однако было значительно крупнее. Если карликовый мышиный лемур весит около 50 граммов, то ископаемое существо могло достигать 150–300 граммов. У него был длинный хвост, крупные глаза и короткий нос. И хотя оно умело лазить по деревьям, его конечности были развиты слабее, чем у современных лемуров. До настоящего времени самым древним из известных науке приматов считался Teilhardina - представитель сухоносых приматов (Haplorhini) и предок современных игрунковых (Callitrichidae). Он обитал в Европе, Северной Америке и Азии около 50 млн лет назад. Все останки приматов, которые удавалось найти до сих пор, можно было отнести к подотряду либо сухоносых, либо же мокроносых приматов (Strepsirrhini). Новая находка из этого ряда выбивается, а с учетом ее возраста становится очевидно, что речь идет о древнейшем предке современных приматов и в том числе Человека разумного (Homo sapiens). Около 56 миллионов лет назад млекопитающие активно расселялись по планете. Ученые предполагают, что существо нового вида прибыло в Индию с севера и долгое время жило там, не эволюционируя – новые условия оказались для него идеальными. В то же время его северные сородичи менялись, приспосабливая свою анатомию под окружающую среду. Исследования на территории Гуджарата будут продолжены: специалисты надеются обнаружить целый скелет древнего примата, что позволит больше узнать об истории эволюции. Узнайте, как обезьяны оказались в Америке.