National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Наука

В исландcком вулкане бурят сверхглубокую скважину

Популярная Механика
15 декабря 2016
/upload/iblock/689/68922a4ed53533bf5513d6657345d092.jpg
Фото: Денис Будьков
/upload/iblock/f04/f04de61a29796d50cb8407ea4e00f8a4.jpg
С близкого расстояния извержение вулкана обладает очень интересным свойством. Чем темнее вокруг, тем ярче становятся брызги фонтанирующей магмы. Буквально за секунды на глазах включается «природная иллюминация», и всё вокруг начинает играть в совершенно новых цветах и формах.
Фото: Владимир Алексеев
/upload/iblock/549/549791bb8c82c35111ee3e8b126463a5.jpg
Исландия. По дороге в Йокульсарлон.
Фото: Люся Маратканова
Под километрами горячей породы исландские энергетики рассчитывают найти практически неиссякаемый источник энергии. К концу года они должны достичь глубины 5000 метров.
Глубокими скважинами исландцы занимаются не в первый раз: вся их страна — зона вулканической активности, и подземная вода, разогретая теплом вулканов, давно снабжает энергией города и поселки. Глубина скважин обычно составляет 2−3 километра, но в этот раз решили пойти на рекорд. До критической отметки осталась пара недель, и температура базальта, в который уходит бур, достигает уже 450 градусов: на дне скважины будут все 500, уверены ученые. Такая температура и высокое давление создают на глубине сверхкритические параметры для залегающей под землей воды: она и не жидкая, и не газообразная, а при бурении вырывается на поверхность в виде пара, энергия которого гораздо выше энергии пара, выходящего из чайника. Добуриться до магмы геологи не боятся: во-первых, глубина не настолько велика, а во-вторых, последние извержения на юго-западе страны, где установлен бур, произошли 700 лет назад, и ученые уверены, что обстановка спокойная. Гудмундур Омар Фридлейфссон, ведущий геолог проекта Iceland Deep Drilling Project (IDDP) и Асгейр Маргеирссон, руководитель проекта, считают, что сверхлубокие скважины позволят бурить меньше, чтобы получать то же количество энергии, что сейчас получают из нескольких скважин меньшей глубины.