Журнал №191, август 2019
Наука

В Красноярском крае ищут первый официальный метеорит России

23 сентября 2016
/upload/iblock/9fa/9fa8a7cf8ae7c1e8bc76a52f2f28f884.jpg
Памятный знак на месте первой находки метеорита
Фото: doopt.ru
/upload/iblock/99c/99cc30fe8e0e010ffc581a86ce2a9e6b.jpg
Часть метеорита в Американском музее естественной истории
Фото: Jon Taylor/Flickr.com
В XVIII веке в Сибири упал гигантский метеорит. Его фрагменты сейчас хранятся в различных научных учреждениях мира, но ученые уверены, что найдены были не все обломки. Международная экспедиция приступила к их поискам.
Метеориты падали на Землю с доисторических времен, и люди их, по всей видимости, находили, не придавая значения. Первый официально признанный метеорит, обнаруженный на территории России, относится к 1749 году. В реестр он занесен под именем «Палласово железо». Горный мастер Иоганн Меттих и кузнец Яков Медведев в поисках железной руды обследовали окрестности одной из сопок между реками Убей и Сисим (200 км к юго-западу от Красноярска). В одном из мест они заметили крупный «самородок», состоящий из чистого железа и непонятных прозрачных камешков. Глыба была перевезена в деревню, но использовать ее в кузнечном деле не удалось: метеоритное железо после обычной ковки становится хрупким, трескается и рассыпается на куски. В 1772 году необычную находку показали академику П. С. Палласу, который в то время был в тех краях с экспедицией. По его указанию глыбу отправили в Петербург. Название «Палласово железо» было дано метеориту в конце XVIII века академиком Российской академии наук (РАН) Э. Ф. Хладни. Изучая его, ученый первым установил существенное отличие в составе и строении этого камня от всех известных земных образований, тем самым научно обосновав идею о возможности появления на Земле внеземного вещества. Его данные легли в основу развившейся впоследствии науки — метеоритики, а железо-каменные метеориты такого класса стали называть палласитами. Первоначально «Палласово железо» весило 687 кг, но позднее глыба была разбита на части. Самый крупный кусок массой 514 557 граммов находится в метеоритной коллекции РАН; увидеть необычный метеорит можно в Американском музее естественной истории и других учреждениях по всему миру. Для того, чтобы увековечить факт находки первого официально признанного метеорита, в 1981 году на этом месте был установлен памятный знак: двухметровый чугунный диск, на котором изображен упавший метеорит и его полет. В 1987 году власти Красноярского края придали месту падения «Палласова железа» статус особо охраняемой природной территории – памятника природы. Ученые время от времени задаются вопросом о том, является ли найденная в XVIII веке глыба единственным свидетельством падения, или по окрестностям разбросаны другие обломки небесного тела. В районе находки метеорита многократно велись их поиски, однако ничего, кроме железной руды, найдено не было. Около 40 лет назад подобные экспедиции прекратились, но недавно информацией о гигантском метеорите заинтересовались датские ученые. Профессор Института астрономии, физики и геофизики имени Нильса Бора при Копенгагенском университете Хольгер Педерсен утверждает, что место падения метеорита установлено неверно. Рассчитав, что на самом деле небесное тело упало ниже по склону, он собрал новую экспедицию. Участие в ней примут зарубежные ученые, а также специалисты из лаборатория метеоритики Института Геохимии и Аналитической Химии им. В.И. Вернадского РАН. Планируется обследовать весь горный массив "Немир" глубинными металлоискателями, а также сделать пробы грунта. Узнайте о 30-тонном метеорите, найденном в Аргентине.