Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Живые клетки печени удалось вырастить в лаборатории

27 ноября 2015
/upload/iblock/836/836634c267ad62206ae4a7522ae4eb8e.jpg
Фото: Yaakov Nahmias/Hebrew University of Jerusalem
/upload/iblock/912/912d91fda2c8ffe1003483d6c2a01b38.jpg
Фото: Ed Uthman/Flickr.com
/upload/iblock/d8a/d8a4c3f393ba843cae4061790ff2fd33.jpg
Професор Яков Нахмайс
Фото: Hebrew University of Jerusalem
Ученые в Израиле первыми в мире смогли вырастить живые гепатоциты – клетки печени, имеющие ограниченное число возможных делений в организме. Это должно стать серьезным прорывом в лечении заболеваний печени.
Гепатоциты – клетки паренхимы (ткани внутренней среды) печени у человека и животных. Составляя от 60% до 80% массы этого органа, гепатоциты участвуют в синтезе и хранении белков, трансформации углеводов, синтезе холестерина, желчных солей и фосфолипидов, детоксификации и процессе желчеобразования. Они обладают интенсивным и высокоспециализированным клеточным метаболизмом, содержат многие специфические ферменты, которых нет в других тканях организма. Но если лабильные клетки имеют высокую способность к регенерации и большой запас делений за время жизни, то гепатоциты относятся к стабильным клеткам, то есть имеют ограниченное число возможных делений. Когда медики говорят о повреждении печени – как правило, имеется в виду именно повреждение гепатоцитов. Недавно международная группа исследователей под руководством профессора Якова Нахмайса (Yaakov Nahmias) из Еврейского университета в Иерусалиме смогла вырастить в лабораторных условиях полностью функциональные гепатоциты. Ранее подобные эксперименты заканчивались неудачей: вместо того, чтобы выполнять положенные им задачи, клетки образовывали опухоли. Ведущий биомедицинский инженер Израиля, профессор Нахмайс в прошлом году получил награду за свои открытия в области тканевой инженерии. Создать действующие гепатоциты ему и его коллегам удалось на основе клеток, зараженных вирусом папилломы человека. Из их числа были отобраны чувствительные к онкостатину (регуляторному белку роста, подавляющему репликацию клеток некоторых опухолевых линий), и это позволило моделировать размножение гепатоцитов. Благодаря разработке этой технологии теперь можно создавать неограниченное количество новых гепатоцитов, что поможет при лечении заболеваний печени, а также в сфере трансплантологии. Узнайте, как ученым удалось вырастить мозг и сердце.