Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

В музее найдены останки древнего гигантского червя-хищника

23 февраля 2017
/upload/iblock/09d/09d8c8f69c871beb26a42905e2b22ebc.jpg
Примерно так выглядел Websteroprion armstrongi в представлении художника Джеймса Ормистона.
Фото: James Ormiston/Scientific Reports
/upload/iblock/0f2/0f2110d19c27d4e68aec5b7627a3215d.jpg
Фото: Luke Parry/Scientific Reports
/upload/iblock/dbd/dbdcc2dcbd50bbb50327c00cdb3a5a96.jpg
Фото: Luke Parry/Scientific Reports
Международная группа ученых, исследуя древние ископаемые образцы из запасников Королевского музея Онтарио, обнаружила среди них отпечатки гигантского вымершего многощетинкового червя неизвестного вида.
Научную работу провели ученые из Бристольского университета Великобритании, Лундского университета Швеции и Королевского музея Онтарио; ее результаты опубликованы в журнале Scientific Reports. Специалисты изучали окаменелости с отпечатками челюстей червя, найденные в 1994 году. Применив рентгеновскую микротомографию, палеонтологи восстановили внешний вид челюстей и размеры червя, жившего в девонском периоде (около 400 миллионов лет назад). Было установлено, что животное относится к многощетинковым червям (Polychaeta). Этот класс кольчатых червей насчитывает около 10 тысяч видов, и его представители могут сильно различаться по размерам. Их средняя длина составляет десять сантиметров, однако встречаются и трехметровые, и трехмиллиметровые особи. Общим признаком всех многощетинковых червей являются параподии — отходящие от каждого сегмента тела лопастевидные придатки, несущие хитиновые щетинки (хеты). Животное, чей образец долгие годы хранился в музее, вдобавок оказалось обладателем самой большой челюсти среди ископаемых представителей своего класса. Ее размер превышает 13 мм, она легко различима даже невооруженным глазом. Смоделировав строение тела, ученые предположили, что особь в длину достигала 1 метра. Древний гигантский червь был назван Websteroprion armstrongi. Это имя отдает дань памяти ученому Дереку Армстронгу, который собрал образцы, а также бас-гитаристу американской метал-группы Cannibal Corpse Алексу Вебстеру. Как поясняют авторы открытия, он является «гигантом в мире музыки». Наиболее близкий современный вид многощетинковых червей – Eunice aphroditois: двухметровый хищник, обитающий на дне океана и обладающий мощными челюстями. Комментируя результаты своего исследования, палеонтологи говорят о том, что гигантизм среди ископаемых морских червей почти не известен. Websteroprion armstrongi является исключительным случаем для представителей этого класса, живших в период палеозоя, и позволяет проследить эволюционный путь этих животных. Узнайте про современного гигантского червя-убийцу.