Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

В Новой Зеландии найден гигантский доисторический попугай – он был размером с ребенка!

08 августа 2019
207799_web.jpg
Фото: Brian Choo/Flinders University
rsbl20190467f01.jpg
Фото: Flinders University
Heracles-leg-bone-fossil-top-1024x723.jpg
Фото: Flinders University
Ученые открыли новый вид огромных попугаев.

Новая Зеландия славится своими гигантскими птицами: до XIX века здесь жили трехметровые моа (лат. Dinornithiformes), до XV века – орлы Хааста (лат. Harpagornis moorei) с размахом крыльев около 2,6 метра и многие другие пернатые больших размеров. Даже пингвин Palaeeudyptes klekowskii высотой два метра был значительно выше крупнейшего современного пингвина – императорского. Но впечатляющий своими размерами экземпляр из отряда попугаеобразные попался только там сейчас.

Во время раскопок в регионе Отаго на юго-востоке Южного острова австралийские палеонтологи нашли две большие берцовые кости, принадлежащие неизвестному роду и виду попугаев. Компьютерное моделирование и другие методы исследования показали, что рост птицы составлял около метра, а весила она не менее семи килограммов. Попугай получил имя Heracles inexpectatus в честь героя древнегреческих мифов Геракла.

Heracles-graphic-300x296.jpg
Слева, для сравнения, сорока.

До настоящего времени крупнейшим новозеландским попугаем считался какапо (лат. Strigops habroptila) с длиной тела 60 см. Какапо живы до сих пор, хотя их ареал сильно сократился и теперь ограничен лишь юго-западом Южного острова. Эта нелетающая птица относится к древнейшим видам, сохранившимся до сих пор.

«Гераклы», жившие примерно 16-19 миллионов лет назад, могли быть его предками. Ученые предполагают, что они так же были нелетающими и так же питались фруктами. Однако рекордно мощный клюв H. inexpectatus позволял им раздробить любую пищу, потому не исключено, что громадные попугаи были плотоядными. Другой современный новозеландский попугай, кеа (лат. Nestor notabilis), пирует на тушах мертвых овец.

Для подтверждения гипотез потребуется дальнейшее изучение, и ученые надеются на новые находки, которые оказались бы крайне полезными в этом случае. Регион Отаго в этом отношении очень перспективен: здесь уже обнаружено немало образцов доисторической фауны.

Узнайте тайну скелета с новозеландского побережья.