Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

В океанах происходит аномальный рост живых существ

Популярная Механика
01 декабря 2015
/upload/iblock/392/3925fcead2a17d67cbcc8467220a6b5e.jpg
Фото: NASA Goddard Space Flight Center/Flickr.com
/upload/iblock/c75/c75301a81fc7598a8d87cd09401758fc.jpg
Увеличившийся уровень содержания углекислого газа в океанах стал причиной увеличения популяции кокколитофоров.
Раньше мы были убеждены, что фитопланктон под воздействием загрязнения и окисления океанов будет вымирать, что приведет к разрушению пищевых цепочек в морских водах. Но исследования показывают, что за последние десять лет планктон почему-то начал буйно расти. Почему это происходит – загадка для биологов.
Исследование, проведенное учеными из университета Джона Хопкинса, показывает десятикратное увеличение числа кокколитофоров, одноклеточных водорослей, и столь резвыми темпами они начали расти примерно с начала 2000-х годов. «Процесс идет очень быстро, что опровергает все наши гипотезы. Происходит что-то странное», — говорит Ананд Гнагадесикан, профессор университета Джона Хопкинса и один из пяти соавторов исследования. Ученые проанализировали данные роста планктона в северном Атлантическом океане и Северном море с середины 1960-х годов. В результате оказалось, что увеличившийся уровень содержания углекислого газа в океанах стал причиной увеличения популяции кокколитофоров. Впрочем, это открытие лишь поставило новые вопросы.
Согласно Уильяму Балчу из лаборатории океанических исследования Бигелоу в Мэйне, ученые давно ожидали, что увеличившаяся кислотность океана из-за углекислого газа отрицательно скажется на численности этих организмов, но этого не произошло. «Кокколитофоры типично активно размножались во время более теплых межледниковых периодов, и полученные нами результаты соответствуют этим данным. Вполне возможно, что они могут сыграть роль канарейки в шахте и указать, куда мы направляемся с климатологической точки зрения». «Это явно указывает на большие сдвиги в экосистеме», — говорил Гнадасикан, — «Но пока мы не поймем, что конкретно вызвало такой всплеск роста, мы не поймем в чем заключается причина подобных сдвигов. В углекислом газе?». Новое исследование — это, конечно, хорошие новости для существ, питающихся кокколитофорами, но совершенно непонятно, является ли такой быстрый рост планктона полезным или вредным для планеты в целом. И что самое неприятное, новые результаты указывают на то, насколько мало мы знаем о функционировании сложных экосистем.