National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

В России найдено крупнейшее кладбище мамонтов

22 сентября 2016
/upload/iblock/6fb/6fb028d1b0370f3ef3a4cd606921493c.jpg
Фото: Томский государственный университет
/upload/iblock/21c/21cf47e1d3d0c265ec10ba7bc268fc8c.jpg
Фото: Томский государственный университет
11 тысяч лет назад последние мамонты на территории Сибири жили в районе урочища Волчья Грива. Ученые давно находят здесь ископаемые останки, но в 2016 году было совершено уникальное открытие.
Волчья Грива — 11-метровая возвышенность в Каргатском районе Новосибирской области протяженностью около 8 километров и шириной 1 километр. При раскопках в 1957 году здесь впервые были найдены кости мамонта, бизона и лошади, а дальнейшие исследования позволили установить, что 14—11 тысяч лет назад в этой местности обитали последние сибирские мамонты. В те времена Волчья Грива представляла собой длинный и узкий полуостров среди болот и озер, который заканчивался крутым обрывом. В наши дни это палеонтологический памятник природы областного значения.
/upload/iblock/96d/96d2496a4f94698c9b4bcf94765ca042.jpg
Wikipedia
В 2015 году на возвышенности было обнаружено более 600 останков мамонтов вида Mammuthus primigenius, что для данного вида является крупнейшей в Азии локальной концентрацией. Сезон-2016 года подарил новое открытие: ученые и студенты Томского государственного университета (ТГУ) обнаружили глубокий костеносный уровень, о существовании которого никто не подозревал. На глубине примерно от 1,7 до 2,1 метра лежали кости детенышей и взрослых мамонтов, которые были значительно крупнее, чем их более молодые (в геологическом плане) родственники. Уже это можно было бы назвать успехом экспедиции, однако, как пояснил руководитель лаборатории экосистем мезозоя и кайнозоя Сергей Лещинский, существует негласное правило «необходимости проверить подстилающие отложения минимум на два штыка лопаты». Случайный же тест показал, что последующие раскопки займут еще не менее десяти дней. В итоге палеонтологи обнаружили позвонки, ребра, кости конечностей и другие костеносные отложения с высочайшей степенью концентрации: на один квадратный метр располагалось более 100 фрагментов. Такой высокой численности остатков доисторических животных ни на Волчьей Гриве, ни в каком-нибудь другом мамонтовом местонахождении России не встречается. Остатки шерстистых мамонтов, залегавшие на столь глубоком для Волчьей Гривы уровне, отличаются хорошей сохранностью: найдены были не только отдельные фрагменты, но и анатомические сочленения, что позволит палеонтологам получить больше информации о месте и причинах гибели животных, определить их возраст, размеры и другие параметры. Это стало результатом особенностей захоронения: слои глины и песка законсервировали останки животных в небольшой промоине спустя несколько лет после их смерти. Среди самых крупных найденных фрагментов – бедро длиной почти 1 метр 15 сантиметров. Вероятно, оно принадлежало самцу мамонта возрастом 45–50 лет, вес которого составлял 5–6 тонн или даже больше, а высота с учетом мягких тканей превышала три метра. Его остатки пролежали в толще пород 25-30 тысячелетий. Ученые отмечают большую разницу в размерах между мамонтами из нижнего и более высоких уровней. Это объясняется тем, что в заключительный период своего существования этот вид животных испытывал мощное давление неблагоприятных факторов среды обитания. Судя по тому, что на многих остатках поздних мамонтов присутствуют признаки остеодистрофии, животные страдали от минерального голодания. Именно это приводило их на зверовые солонцы, подобные Волчьей Гриве. В общей сложности экспедиция 2016 года обнаружила 785 фрагментов. Помимо мамонтов, было найдено несколько костей, принадлежавших бизону, лошади, хищникам (вероятно, лисе или песцу) и грызунам. Познакомьтесь с одной из версий о причине гибели мамонтов.