Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

В России обнаружен новый род динозавра

11 августа 2016
/upload/iblock/bea/bea36be25da54707f094d6452f52886a.jpg
Фото: tsu.ru
/upload/iblock/f02/f0286c0d93332afa141c611de15a7575.jpg
Фото: tsu.ru
Специалисты Томского государственного университета (ТГУ) представили итоги изучения останков ископаемого пресмыкающегося, жившего около ста миллионов лет назад на территории современной Западной Сибири.
В 2008 году во время экспедиции в районе села Шестаково Кемеровской области были обнаружены фрагменты скелета динозавра, заключенные в блоки каменистой породы. Потребовалось значительное время, чтобы извлечь их без повреждений. Научный сотрудник Лаборатории континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ГГФ ТГУ Степан Иванцов рассказал: «Когда мы обнаружили эту находку, было понятно лишь то, что перед нами остатки очень крупного растительноядного динозавра из группы зауроподов. Сейчас, когда работы по извлечению всех фрагментов завершены, можно с уверенностью говорить о том, что это совершенно новый вид, а может быть, даже род. Это взрослая особь титанозаврида – четвероногого динозавра из отряда ящеротазовых, обитавших с юрского периода и до конца мезозоя (примерно с 210 до 65 миллионов лет назад). Данный динозавр жил в позднемеловой период, то есть около 100 миллионов лет назад». По результатам дальнейших исследований ученые ТГУ при поддержке коллег из других научных учреждений России установили, что находка представляет собою новый таксон в семействе титанозаврид. Он имеет особенности строения, отличающие его от всех других представителей этой группы. Это, в первую очередь, размер: в длину динозавр достигал 20 метров и весил около 50 тонн. У остальных зауроподов длина не превышала 11 метров. Кроме того, новый динозавр отличается от собратьев особенностями строения – его крестцовые ребра расположены в форме звезды и сходятся к центру, а на невральной дуге отсутствует сочленение позвонка. Древних ящеров с таким строением скелета пока не находили ни в одной стране мира, говорится в пресс-релизе ТГУ. Сейчас специалисты заканчивают работу над описанием своей находки, после чего таксону будет дано латинское имя. Также продолжается сборка имеющихся фрагментов в единое целое. Уже соединены самые крупные кости, которые когда-то были крестцом титанозавра, а из отдельных небольших кусочков смонтирована часть лопатки и шейные позвонки. По окончани работ восстановленая часть динозавра будет выставлена на втором этаже главного корпуса ТГУ. Узнайте о других динозаврах, живших на территории России.