Спецпроект «Россия без мусора»
Наука

В США разработали съедобные голограммы

National Geographic Россия
18 февраля 2021
_--.jpg
После дополнительных исследований их можно будет наносить прямо на продукты.

Исследователи из ACS Nano разработали лазерный метод печати наноструктурированных голограмм на пленках из высушенного кукурузного сиропа. Съедобные голограммы также могут использоваться для обеспечения безопасности пищевых продуктов, маркировки продукта или индикации содержания сахара, говорят исследователи.

Большинство голограмм печатают лазером на металлических поверхностях, таких как алюминий, но эти материалы не съедобны. Для продуктов питания были предложены голограммы, сделанные из наночастиц, но крошечные частицы генерируют активные формы кислорода, которые могут быть вредными для людей.

Согласно другому подходу, ученые-диетологи формовали съедобные голограммы на шоколаде, но этот процесс работает только для определенных типов кондитерских изделий, и для каждого дизайна голограммы требуется своя форма.

Ученые из ACS Nano стремились найти безопасный, быстрый и универсальный способ нанесения съедобных голограмм на различные продукты. Чтобы разработать свой метод, исследователи приготовили раствор из кукурузного сиропа, ванили и воды и высушили его до образования тонкой пленки.

Они покрыли пленку тонким слоем нетоксичного черного красителя, а затем использовали метод, называемый прямым лазерным интерференционным рисунком, чтобы стравить большую часть красителя, оставив выпуклые наноразмерные линии, которые сформировали дифракционную решетку.

Под воздействием света наноструктура дифрагировала в виде радужного узора с разными цветами, появляющимися под разными углами обзора. Команда могла контролировать интенсивность и диапазон цветов, варьируя расстояние между линиями на решетке или содержание сахара в пленке из кукурузного сиропа.

Однако до того, как съедобные голограммы будут готовы попасть на полки магазинов, исследователи хотят адаптировать метод к пищевому красителю, который мог бы заменить синтетический черный краситель, используемый в этих экспериментах.

В Японии создали устройство, имитирующее вкус любой еды