National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

В шведской каменоломне найден древнейший метеорит

15 июня 2016
/upload/iblock/abc/abc1f033fd18a8b6281060be47c1e1cf.jpg
Фото: Birger Schmitz/Nature.com
/upload/iblock/19e/19e7727f1c87fba584d5e09be95e57fa.jpg
Фото: NASA
В Швеции обнаружен метеорит «исчезнувшего типа»: эти объекты падали на Землю около 500 миллионов лет назад. В наши дни найти подобные образцы можно только в ископаемых породах.
В одном из известняковых карьеров Швеции, где ведется добыча материала для последующего изготовления напольной плитки, в 2011 году был найден обломок метеорита диаметром около 8 см. Его исследованием занялись американские и шведские геофизики, присвоив объекту имя Öst 65 (Österplana 065) Как и подавляющее большинство метеоритов, Öst 65 относится к классу хондритов: такие небесные тела содержат сферические или эллиптические образования силикатного состава (хондры). Однако в составе объекта также были необычные изотопы кислорода и хрома. В итоговой статье, опубликованной в журнале Nature Communications, ученые поясняют, что примерно 470 миллионов лет назад в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера столкнулись два метеорита, и в результате один из осколков упал на Землю. Такие объекты относят к «исчезнувшему типу»: метеориты, которые падают на Землю в наши дни, имеют иной состав. «Исчезнувшие» метеориты ученые находят до сих пор, но исключительно в ископаемых породах. Породы в шведской каменоломне относятся к ордовикской системе - комплексу отложений палеозойской группы. Ордовикский период начался 485,4 ± 1,9 млн лет назад и кончился 443,4 ± 1,5 млн лет назад. Исследование космических объектов того времени позволяет понять древнейшие процессы, происходившие в Солнечной системе. Узнайте о метеорите возрастом старше Земли.