National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

В теле крысы выращен мышиный орган

27 января 2017
/upload/iblock/421/421c291cbc9d52c5b6bdf2fbfd4025cf.jpg
Фото: Jason Snyder/Flickr.com
/upload/iblock/e3a/e3a723c59d595733c6a82ec1144cbc6d.jpg
Фото: Cell.com
Эксперименты по выращиванию различных органов в организме особей другого вида проводятся давно. Японским ученым удалось не только заменить таким образом поджелудочную железу у крысы, но и вылечить серьезное заболевание.
Практические исследования в области искусственного создания органов ведутся учеными по всему миру. Их главная задача – сделать трансплантацию доступной для всех нуждающихся. В настоящее время множество пациентов с самыми разными заболеваниями находятся в очереди, но далеко не все доживают до пересадки: дефицит человеческих донорских органов слишком велик. Восполнить его могли бы искусственные компоненты.

Научившись выращивать простые органы и ткани в пробирках, специалисты приступили к экспериментам по выращиванию органов на основе других живых организмов. Например, d 2015 году биотехнологам удалось вырастить крысе искусственную лапу.

Сегодня международная группа ученых под руководством биолога Хиромицу Накаучи (Hiromitsu Nakauchi) экспериментирует с выращиванием поджелудочной железы. Здоровье ее панкреатических островков (островки Лангерганса) является важным звеном в профилактике и лечении диабета.

На первом этапе орган из стволовых клеток крысы выращивали в теле мыши, а затем его пересаживали крысам, больным диабетом. Желаемого результата добиться не удалось: железы, выращенные в теле мыши, имели слишком маленький размер, чтобы справляться с возложенными на них задачами. После этого биологи провели эксперимент «наоборот»: орган должен быть выращен в теле более крупного животного. Ученые изменили ДНК крыс таким образом, чтобы у их потомства не формировалась собственная поджелудочная железа, а затем ввели стволовые клетки мышей в эмбрионы крыс. Крысята с «чужим» органом ничем не отличались от обычных сородичей. Они проживали жизнь в лабораторных условиях, что позволяло органу вырасти до необходимого размера. После смерти экспериментальных крыс препарировали, извлекая «мышиную» поджелудочную железу. Ее пересадка мышам, больным диабетам, оказалась успешной: в течение года уровень глюкозы животных нормализовался. Помимо того, мышам потребовался более короткий курс иммунодепрессантов, чем при обычной трансплантации.

Авторы открытия видят в нем большие перспективы; следующими задачами станет выращивание в организме крысы других мышиных органов – печени, почек и легких.