Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

В трещинах Толбачика найдены новые минералы

21 мая 2018
/upload/iblock/ef9/ef96d786c5b8de4f6758b6afb83a8293.jpg
Фото: NASA
/upload/iblock/6dc/6dc23d4c20581e5d24cbbff46c47b260.jpg
Фото: МГУ
Исследуя активные фумарольные поля камчатского вулкана Толбачик, геологи открыли два новых минерала.
Сотрудники геологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова вместе с коллегами из других российских вузов работали в районе вулкана Толбачик. После извержения 1975-1976 годов там появилось много фумарол – трещин, из которых выходят горячие газы.

В ходе экспедиции ученые извлекли из двух фумарол с температурой газов +290…+370ºC образцы минералов, которые сразу показались геологам необычными. При помощи электронно-зондового микроанализатора был определен химический состав. Это оказалась смесь сульфатов: меди с примесью цинка, незначительным количеством магния и отсутствием водородсодержащих групп.

Минерал CuMg(SO4)2 был назван дравертитом в память о выдающемся российском геологе и минералоге Петре Людовиковиче Драверте (1879–1945 гг.), который изучал минеральные месторождения Сибири и Урала.

Находясь в родстве с широко распространенным в фумаролах Толбачика халькокианитом CuSO4, дравертит имеет ряд отличительных характеристик. В частности, он устойчив к воздуху и содержащейся в нем влаге, тогда как халькокианит вскоре после контакта с холодным атмосферным воздухом начинает превращаться в водные сульфаты меди.

Еще одной особенностью является его простота: большинство недавно обнаруженных минералов имеет сложный химический состав. Ученые предположили, что дравертит осаждается непосредственно из горячего вулканического газа или же кристаллизуется с базальтом, который слагает стенки фумарольных камер.

Позднее в тех же местах был найден цинковый аналог дравертита — CuZn(SO4)2 – минерал с той же кристаллической структурой. Он получил название германнянит в память о Германне Яне (1907–1979 гг.), первооткрывателе эффекта Яна-Теллера. Оба открытия подтвердили гипотезу о том, что представители этого структурного типа образуются в «жестких» условиях — в горячих фумаролах на активных вулканах.

Узнайте, как извергается вулкан Этна.