Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Наука

Вечная красота: цветы в янтаре

17 августа 2017
/upload/iblock/d60/d605850a92230ba35f587f9f5d86d6ea.jpg
Фото: G.O. Poinar, Jr. & K.L. Chambers / Palaeodiversity, 2017
/upload/iblock/e66/e665e50b702093c021ff2042e712ce58.jpg
Фото: G.O. Poinar, Jr. & K.L. Chambers / Palaeodiversity, 2017
Миллионы лет назад динозавр, бежавший по хвойному лесу, смахнул на землю несколько цветов. На них упала капля смолы, и они навсегда сохранили свою хрупкую красоту. Такой янтарный гербарий был найден Мьянме.

В Мьянме (в прошлом – Бирме) до начала XX века велась промышленная добыча янтаря. После почти столетней паузы она возобновилась. Находя в шахтах образцы смолы, содержащие окаменелости членистоногих и растений, рабочие передают их ученым.

В коллекциях многих музеев мира хранится бирманский янтарь. Он предоставляет крайне ценный материал для изучения: с помощью уран-свинцового метода его возраст был определен как 98,79 ± 0,62 миллиона лет. В то время на планете жили тираннозавры, трицератопсы и другие ископаемые животные. Не менее интересна и фауна этого периода, и однажды в распоряжение специалистов попала особенно уникальная смола с остатками растений.

Исследование провели ботаники из Орегонского университета. В образцах янтаря они обнаружили семь цветов неизвестного вида в идеальном состоянии. Самое крупное соцветие достигает 5 мм в диаметре, самое мелкое – 3,5 мм. У каждого сохранилось по пять длинных чашелистиков, нектарный диск и в некоторых случаях даже нижняя часть пестика (завязь). Это позволило предположить, что растения были двуполыми. Вид, получивший название Tropidogyne pentaptera, связан с современным семейством кунониевые (лат. Cunoniaceae). Эти кустарники или деревья с мелкими цветами в наши дни широко распространены в Южном полушарии.

Посмотрите на другую застывшую в янтаре окаменелость возрастом 99 миллионов лет.

В древнем янтаре обнаружен галлюциногенный гриб