Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Наука

Век высоких технологий

Андрей Журавлев
10 февраля 2012
/upload/iblock/38b/38b1e8ce1730d2342ed9459aafd277c1.jpg
Уральские горы не только отделяют Европу от Азии, но и служат восточным пределом распространения пещерного искусства палеолита.
Фото: Владимир Трофимов
/upload/iblock/f7c/f7c620f12a559f58da820d57be670091.jpg
Лошадь, такую же, как в Каповой пещере, в палеолите рисовали повсюду. Одни ученые считают, что ее изображали из сугубо гастрономического интереса, другие – видят в ней символ женского начала.
Фото: Владимир Трофимов
/upload/iblock/18c/18c577a29e4e50c9569752649f1a3dd4.jpg
В отличие от реалистичных «портретов» животных, изображения человеческих фигур в пещерах почти не встречаются. Одно из редких исключений обнаружено в Каповой пещере.
Фото: Владимир Трофимов
/upload/iblock/560/5603a0bcdd1982375e85e552cfb0122e.jpg
Капова пещера, общей протяженностью около трех километров, промыта в известняках притоком реки Белой – Подземным Шульганом. Вход в пещеру представляет собой арку 30-метровой высоты.
Фото: Владимир Трофимов
Цифровые изобразительные технологии и все более популярное кино в 3D-формате представляются нам достижениями человечества исключительно конца второго–начала третьего тысячелетия новой эры. Однако речь здесь пойдет не о веке нынешнем, а о веке каменном...
Хотя первые упоминания пещерной живописи – а о ней писали гасконский поэт Франсуа де Бельфор в «Космографии», Мигель де Сервантес в «Дон Кихоте» и Лопе де Вега в «Ротозеях герцога Альбы» – относятся к XVI–XVII векам, их просто обходили вниманием: мол, писатели-фантазеры, что с них возьмешь? И даже когда испанский натуралист Марселино Cанс де Саутуола и его восьмилетняя дочь Мария обнаружили в 1879 году знаменитую ныне роспись в кантабрийской пещере Альтамира, им не поверили даже опытные археологи. Лишь через 14 лет после кончины первооткрывателя один из его гонителей Эмиль Картальяк принес свои извинения в статье «Пещера Альтамира, Испания. Покаяние скептика». Cвыше 300 пещер с наскальными «полотнами» открыто к настоящему времени, в основном на севере Испании и юге Франции. Однако не стоит думать, что творческая жилка билась у людей каменного века, населявших исключительно юго-запад Европы. Пещеры с наскальными рисунками обнаружены и в противоположной части континента, на Южном Урале. Наиболее известная из них – Шульган-Таш, или Капова пещера, в Башкирии.
Пещерные «полотна» рассчитаны на восприятие не с одной определенной точки, а под несколькими углами зрения; это подразумевает, что зритель постоянно находится в движении.
В январе 1760 года эту пещеру посетил самый первый член-корреспондент Императорской Академии наук и художеств Петр Рычков и отметил: «Для ее великости и особливого ее состояния, она подлинно этого достойна, чтобы летней порой прилежнее и обстоятельнее ее испытать, измерить и описать». И восемь лет спустя на Южный Урал был послан солдатский сын и доктор медицины со страсбургским дипломом Иван Лепехин. «Сей грот весьма был удивителен и походил на баснословное царство мертвых: каплющая вода делала особливо тихий и жалостливый звук. <....> Из вертепного свода, который над сим местом был понижен и только саженях в полутора отстоял, висели разновидные капи: иные представляли большие сосули, другие были тонки…», – образно описал пещеру исследователь. Возможно, от слова Лепехина «капи» и пошло ее нынешнее название – Капова. А вот рисунки на стенах подземелья разглядели только участники экспедиции Александра Рюмина почти два столетия спустя, и открытие то было далеко не случайным. Потомок известного рода Рюминых-Марлинских, один из непримиримых генетиков, на себе испытавший все печальные странности советской науки, ветеран Великой Отечественной войны, начавший ее рядовым и закончивший полковником под Кенигсбергом, представленный к званию Героя Советского Союза и не получивший заслуженной награды, – ученый с такой необычной судьбой сначала предсказал существование уральского центра палеолитической живописи, а затем и разыскал его. В 1980 году рисунки были обнаружены еще в одной пещере Урала – Игнатиевской, в Челябинской области. Это открытие принадлежит группе археолога Валерия Петрина. (К сожалению, состояние памятника вызывает тревогу: в эту пещеру понравилось ходить православным паломникам с коптящими свечками.) Возможно, на Урале будут найдены и другие «картинные» галереи. Все палеолитические рисунки от Кантабрийских до Уральских гор можно приписать одной художественной школе. Интересно не столько сходство сюжетов и изображений животных (в конце концов они должны быть похожи на свои прообразы), сколько абстракций – исчерченные трапеции, ромбы, решетки – и гипертрофированных половых органов. А вот человеческие фигуры показаны без реализма, присущего фигуркам зверей. И потому считалось, что все это рисовали лишь для того, чтобы обрести магическую милость «богов охоты». Французский археолог Андре Леруа-Гуран 20 лет потратил на то, чтобы подсчитать, сколько и чего нарисовано в 66 пещерах во Франции и Испании. Его статистику пополняют и ныне, доведя общий счет до 1258 лошадей, 779 бизонов, 440 мамонтов, 318 диких козлов, 290 оленей, 220 туров (диких быков), 129 северных оленей, 120 львов, 87 шерстистых носорогов и 52 медведей. Остальную живность, вроде тюленей, овцебыков, сайгаков, зайцев, бескрылых гагарок, можно пересчитать по пальцам. На первый взгляд кажется, что в этой количественной цепочке отображены гастрономические предпочтения людей каменного века. Однако в пещере Ласко найдены остатки всего одной лошади против 355 нарисованных и, наоборот, 118 северных оленей при одном изображении того же животного. Леруа-Гуран обратил внимание на подобные несоответствия и нашел определенные закономерности в размещении рисунков. Так, крупные бизоны, туры, мамонты и лошади сосредоточены в центре, мелкие козлы и бараны – по краям, а опасные львы, медведи и носороги – при входе. Он предположил, что эти звери действительно наделялись магией, но не охоты, а плодородия: большие фигуры отображали женское начало, маленькие – мужское… Изображения животных не просто живопись или гравировка. Рисунки эти, как правило, объемны, трехмерны: трещины, выступы служат важными деталями образа. А многочисленные контуры, повторяющие друг друга чуть в ином ракурсе, создают анимационную иллюзию движения животного. Причем спокойное поведение отображалось реже, чем возбужденное. Рассчитаны пещерные «полотна» на восприятие не с одной определенной точки, а под несколькими углами зрения; это подразумевает, что зритель постоянно находится в движении. При живом огне – свете костров или факелов – гигантское панно, нередко занимавшее и своды пещерной залы, должно было оживать, обретая четвертое измерение – время. Это искусство разительно отличается от более поздней, послеледниковой наскальной живописи, плоской и упорядоченной, объектом которой, наряду с животными, стал человек. Вероятно, люди почти не изображались художниками палеолита, поскольку сами уже были элементами пещерной «живописи». Живыми элементами, участниками и одновременно зрителями действа, вобравшего в себя все, еще не разделившиеся виды искусства: живопись-скульптуру, танец и, возможно, ритмичное звукообразование (известны музыкальные инструменты того времени, сделанные из костей). Егор Резникофф из Университета Париж-Оэст, специалист по исполнению хоралов в технике резонансного пения, исследуя Капову и другие пещеры, обратил внимание на связь живописных композиций с акустикой пещерной полости: рисунки сосредоточены там, где звуковой эффект достигает своего максимума и где рождается эхо. Здесь звук шагов одного человека обращается топотом целого стада. И это не последняя тайна Каповой пещеры: в 2009 году ученые искали кусочки красителей, чтобы по ним точно датировать рисунки, не повреждая их… А нашли несколько черепов. «Возможно, это следы ритуалов, но вопрос о соответствии их возраста времени создания рисунков пока остается открытым», – говорит Екатерина Дэвлет, ученый секретарь Института археологии РАН. А руководитель экспедиции Владислав Житенев с исторического факультета Московского государственного университета уверен: «Несмотря на вероятно более поздний возраст останков, мы стоим на пороге большого открытия». Пабло Пикассо, побывав в пещере Ласко, грустно обронил: «Они уже умели все». Что еще можно сказать о мастерстве древних?