Наука

Сара Гиббенс
16 февраля 2021
MZ3725_20200817_128.jpg
Фото: Ребекка Хейл, NGM Staff
Впечатлившись природными расцветками, химики и физики экспериментируют над получением более ярких и насыщенных оттенков.

Эндрю Парнелл и его коллеги из Шеффилдского Университета в Британии черпали вдохновение, любуясь ярким переливчатым синим цветом бабочки морфо. Пораженные тем, что бабочка в природе вырабатывает такие насыщенные оттенки синего, физики и химики решили понять, как можно воспроизвести их искусственным путем. Им это удалось – за счет изменения наноструктуры материала. «Нам удается создавать отражающие материалы, устроенные примерно так же, как крылья бабочки. Мы учимся у природы», – говорит Эндрю.

Интенсивная окраска новых полимерных материалов обусловлена их особым строением, действительно напоминающим структуру биополимеров в природе. Парнелл называет эти исследования «наукой управления светом».

Синие пигменты редко встречаются в природе. Однако почти в 8000 километров от лаборатории Эндрю ученый-материаловед Мас Субраманян из Университета штата Орегон открыл новый синий – случайно. Работая над другим проектом, Мас нагрел смесь из иттрия, индия и марганца и с удивлением обнаружили, что металлы дали ярко-синий цвет. Мас назвал его YInMn, по заглавным буквам названий элементов в периодической системе.

Коротко расскажем и о других созданных учеными пигментах – все они есть на фото выше.

Экстремальный черный

Суперчерный пигмент Better Black выпущенный британским художником Стюартом Сэмплом, используется в живописи акрилом. Суперчерные краски поглощают почти весь свет (более 99,965%); трехмерные объекты этого цвета выглядят плоскими. Пигмент Vantablack используют для покрытия машин премиум-класса. А год назад ученые из MIT создали еще более черный пигмент.

National Geographic Россия №206, февраль

Полная версия материала доступна подписчикам онлайн-версии журнала. Оформляя подписку, вы получаете доступ к эксклюзивному контенту из журнала на сайте, а также PDF-версию выпуска.

Пряности под микроскопом: вкус и аромат – их оружие