National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Вирусную историю человека можно узнать по капле крови

Популярная Механика
09 июня 2015
/upload/iblock/fcc/fccc5a6a8f82238399ebcb1f3d174635.jpg
Фото: Mattia Belletti/Flickr.com
Ученые из Гарвардского университета (США) разработали технологию, которая позволяет узнать «вирусную историю» человека по одной капле крови.
Технология, получившая название VirScan, представляет собой мощный инструмент для изучения взаимодействия вирусов с иммунной системой организма. Традиционный анализ крови основан на поиске антител, которые свидетельствуют о вирусных атаках. Такой метод имеет свои недостатки, потому что с его помощью можно увидеть только недавние эпизоды заражения. Для создания нового инструмента VirScan ученые собрали базу данных синтетических фрагментов белков, каждый из которых представляет секцию вируса, которую выявляют антитела в крови. Когда в каплю крови, взятую для анализа, добавляют белки, антитела прикрепляются к соответствующим фрагментам. После этого ученые изолируют антитела и выявляют парные фрагменты, определяя, какими вирусами был заражен пациент. Исследователи использовали более тысячи штаммов от 206 типов вирусов, анализы крови были взяты у 569 человек из США, Южной Африки, Азии и Латинской Америки. Выяснилось, что в среднем каждый человек сталкивался за жизнь с 10 типами вирусов — как правило, вызывающих простудные заболевания и желудочно-кишечные расстройства. Таким образом VirScan оказался способен рассказать обо всех вирусах, с которыми человек когда-либо сталкивался за всю жизнь. Новый инструмент анализа крови при этом обещает стоить не более 25 долларов.