Журнал №190, июль 2019

/upload/iblock/5f7/5f7f934a8e0d37a4ebf2017bd499a649.jpg
Фото: Carles Moyano-Cambero/Institute of Space Sciences
/upload/iblock/c02/c02b04056aba89e4acad1c7105cb2de0.jpg
Фото: Carles Moyano-Cambero/Institute of Space Sciences
Ученые из Университета штата Аризона обнаружили в остатках астероида небольшой фрагмент кометы.
Фрагменты космических тел, которые пережили падение на Землю, называются метеоритами. Они могут быть обломками как комет, так и астероидов. Эти небесные тела возникли миллиарды лет в газо-пылевом диске, окружавшем молодое Солнце, но поскольку они формировались на разных расстояниях от него – они имеют разный химический состав. В частности, кометы содержат более крупные фракции водяного льда и гораздо больше углерода, чем астероиды.

В 2002 году в антарктическом ледяном поле ЛаПаз был найден метеорит, названный LaPaz Icefield 02342 (LAP 02342). Он относится к хондритам – наиболее распространенной подгруппе в классификации метеоритов. 92,3% от общего числа падающих на Землю небесных тел являются хондритами.

Однако LAP 02342 оказался необычным метеоритом: он содержал небольшой участок, богатый углеродом. Изучив материал с помощью химического и изотопного анализов, ученые установили, что это «зародыш» кометы.
/upload/iblock/0fd/0fd5ddee482e3793cad1ef4d68586628.jpg

Фрагмент размером 1/10 мм происходит из пояса Койпера на ледяной окраине Солнечной системы. Образовавшись приблизительно через 3,5 миллиона лет после начала ее формирования, крохотный кусок «строительных блоков комет» начал приближаться к внутренней области нашей планетной системы. Там он столкнулся с более крупным астероидом, формировавшимся недалеко от Юпитера, и тот поглотил его. Не успев развиться в комету, фрагмент после столкновения оказался заключен в метеоритную оболочку и остался там (подобно тому, как насекомое застывает в янтаре).

Это позволило осколку кометы пережить прохождение через земную атмосферу, а наука благодаря этому получила дополнительные сведения о ранней Солнечной системе. Посмотрите, как выглядит новорожденная планета.