Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Наука
Внутри ископаемого "морского дракона" найден эмбрион
29 августа 2017
/upload/iblock/42c/42c1eb9de692c5a2fed925af27ead735.jpg
Фото: Joschua Knuppe/University of Manchester
/upload/iblock/520/5203950291b166b57cb7d846d0851eaa.jpg
Фото: Dean R. Lomax
/upload/iblock/609/609bf10c14e058ba61000e9608f201f3.jpg
Фото: Dean R. Lomax
Изучая окаменелые остатки ихтиозавра, хранившиеся в коллекции немецкого музея, ученые обнаружили, что перед ними беременная самка.
Ихтиозаврами называют отряд морских рептилий, похожих на современных рыб и дельфинов. Название происходит от греческих слов «рыба» и ящер». Ихтиозавры существовали в течение почти всего мезозоя 250—94 млн лет назад. Наибольшего расцвета они достигли в Юрский период, пока в меловой период их не сменили плезиозавры. До наших дней сохранились остатки крупнейших представителей отряда – размером около 20 метров.

В среднем же эти вымершие животные достигали 2-4 метров. Грозных хищников иногда называют морскими драконами: они были опасными врагами для всех представителей животного мира своего времени. В их желудках были найдены не только фрагменты рыб, черепах и других обитателей глубин, но даже птиц.

Новое исследование проводили британские палеонтологи, работая с коллекциями из запасников музея в Ганновере. Скелет ихтиозавра длиной около 3,5 метров был найден на морском побережье графства Сомерсет в Великобритании в 90-х годах, но до сих пор оставался неизученным. Дин Ломакс из Манчестерского университета поясняет: «Не обязательно ехать на раскопки, чтобы совершить открытие: подобные уникальные экземпляры все еще могут быть «заново обнаружены» в музеях».

Ихтиозавр оказался беременной самкой, и это лишь третий случай в истории, когда в организме ихтиозавра ученые находили плод. В эмбрионе размером менее 7 см уже сформировались многие признаки будущего скелета ихтиозавра: позвонки, когти, ребра и элементы костной ткани. Возраст останков составляет примерно 200 млн лет, то есть самка жила на раннем этапе Юрского периода. Образцу присвоено имя по названию графства, где его обнаружили: Ichthyosaurus somersetensis.

Узнайте о том, какие динозавры жили на территории современной России.