National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Война сперматозоидов позволяет червям выжить

05 августа 2014
/upload/iblock/e93/e933b35eb770961071e22ea1a1616c43.jpg
Фотография: www.genome.gov.
Ученые открыли один из эволюционных механизмов, препятствующих скрещиванию животных разных видов, то есть появлению гибридов. Оказывается, сперма представителя другого вида не только не ведет к оплодотворению, но и причиняет вред здоровью самки.
Опыты проводились с червями-нематодами (Nematodes). Они являются второй по видовому разнообразию группой царства животных после насекомых. В экспериментальных спариваниях участвовали Caenorhabditis nigoni и Caenorhabditis briggsae – крохотные, длиной около 1 мм черви, обитающие на гниющих овощах и фруктах. Используя флуоресцентный краситель, ученые могли наблюдать весь путь сперматозоидов, и это позволило совершить удивительное открытие. В том случае, когда спаривались представители разных видов – сперма становилась «враждебной». Она прорывала яйцеклетки, уже этим нанося вред здоровью самки. Далее сперматозоиды двигались по ее организму, не задерживаясь в матке и порой повреждая и другие органы. Некоторые самки от этого погибали, а подавляющее большинство выживших, 95%, становились бесплодными. Точная причина такого вредоносного эффекта пока не установлена. По одной из версий, семенная жидкость содержит химические соединения, которые расслабляют мышечные клетки самки (в случае «правильного» оплодотворения именно эти клетки удерживают сперматозоиды в репродуктивных органах). Но независимо от механизма этого явления, его цель очевидна: не дать возможности родственным видам воспроизводить гибридное потомство. Даже в тех случаях, когда природа допускает появление гибридов (так, можно скрестить осла и кобылу) – продолжать род они все равно не могут. Вредоносные качества семенной жидкости червей-нематод выработались эволюционно, поясняют ученые. Они также полагают, что «сперма-убийца» может быть свойством не только нематод, но и других животных и насекомых. Исследования будут продолжены.