Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Взрыв, который тянется 180 лет: новое фото от "Хаббла"

05 июля 2019
eta-carinae-embed.jpg
Фото: NASA, ESA, N. Smith/University of Arizona, J. Morse/BoldlyGo Institut
opo9623c.jpg
Фото: NASA, ESA, N. Smith/University of Arizona, J. Morse/BoldlyGo Institut
Этот космический фейерверк случился 7500 лет назад – и лишь теперь мы видим его во всей красе!

Светило по имени Эта (η Car, η Carinae) – пара двух огромных звёзд, вращающихся бок о бок примерно в 7 500 световых лет от нас. Несмотря на это колоссальное расстояние, в марте 1843 года это объект был самым ярким и заметным на ночном небе – после Луны и Сириуса (это увеличение яркости прозвали «Великой вспышкой»).

После этого она постепенно начала тускнеть, а к 1870-м годам перестала быть видимой невооруженным глазом. Затем произошла ещё одна вспышка – в 1998-1999 годах.

Впоследствии наблюдения и рассчёты покажут, что до первого «взрыва» она обладала массой между 150 и 250 солнечными, а затем сбросила вес: масса главной звезды оценивается в 100-120 солнечных, а её меньшей спутницы – 30-60 масс Солнца.

С момента запуска знаменитого орбитального телескопа «Хаббл» специалисты регулярно ведут наблюдения за этим небесным телом. Недавно на Wide Field Camera 3 был снят живописный «космический фейерверк» в ультрафиолетовом диапазоне: он выявил яркое свечение магния, входящего в состав разогретого газа, выброшенного звездой.

«Мы использовали «Хаббл» для изучения Эты Киля в видимой и ультрафиолетовой областях спектра на протяжении нескольких десятилетий. Но это изображение показывает наличие газа там, где мы не рассчитывали его увидеть», – ведущий исследователь программы «Хаббл» Нэйтан Смит (Nathan Smith).

Бо́льшая часть выбросов располагается в пустой, как недавно полагали астрономы, области между двумя звёздами. Газ мог попасть в космос еще в середине XIX века, во время «Великой вспышки». Он отдаляется от звезды – и когда достигнет ореола из других, выброшенных ранее, слоев газа, Эта станет еще ярче. Поживём – увидим!

Посмотрите на другие яркие снимки телескопа «Хаббл».