National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Почему женщины живут дольше мужчин

07 мая 2014
Женщины живут дольше мужчин – в среднем на пять лет. Шведские ученые предложили свое объяснение природы этого явления.
Научная группа, объединившая специалистов из четырех университетов Швеции, отталкивалась от двух фактов: это разница в сроках жизни мужчин и женщин, а также высокая смертность мужчин от рака. В рамках исследования были изучены данные 1600 пожилых людей в возрасте от 70 до 84 лет. Меньшая по сравнению с женщинами продолжительность жизни была связана с возрастной утратой Y-хромосомы. Начиная с 60 лет, у представителей сильной половины человечества наблюдается резкое снижение количества Y-хромосом в белых кровяных тельцах – лейкоцитах. В результате организм мужчин становится более уязвим к любым заболеваниям, и в первую очередь к раковым. Носителями Y-хромосомы является большинство млекопитающих, в том числе человек. Она содержит гены, определяющие мужской пол организма и позволяющие формировать сперматозоиды. Шведские ученые по результатам своего исследования дополнили функциональность Y-хромосомы: по их мнению, она также подавляет рост раковых клеток. Именно поэтому после ее утраты у мужчин наблюдается резкий всплеск раковых заболеваний. Промежуточные итоги научной работы опубликованы в журнале Nature Genetics; исследование будет продолжено. Теперь ученые планируют глубже изучить «женскую» Х-хромосому, чтобы понять, почему она не связана с мутацией опухолевых клеток. Результаты позволят диагностировать рак на более ранней стадии, а также помогут восстанавливать природный иммунитет организма.