National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Y-хромосома не нужна для размножения

Наталья Иншакова
03 февраля 2016
/upload/iblock/180/18096e0c78e7f29a3decb8014aefac2b.jpg
Y-хромосома.
Фото: Robert Couse-Baker/Flickr.com
Новое открытие биологов дает надежду на будущее всему человечеству.
Сильная половина человечества не может существовать без Y-хромосомы: она необходима для формирования мужского организма и содержит уникальные гены, отвечающие за эволюционные «самцовые» качества, в том числе репродуктивные способности. Но теперь ученые готовы поспорить с этим утверждением – оказывается, для произведения потомства Y-хромосома не нужна. Два года назад группа ученых из Гавайского университета сделала интересное открытие: они обнаружили, что из 86 генов в Y-хромосоме за размножение отвечают лишь два – Sry, регулирующий работу яичек, и Eif2s3y, отвечающий за производство спермы. Теперь биологи продолжили исследование, объединившись с коллегами из Марсельского университета. Они вывели мышей-самцов, полностью лишенных Y-хромосомы, чтобы выяснить, смогут ли те размножаться. Ученые заменили ген Sry гомологичным ему Sox9, содержащимся в 11-й хромосоме, а ген Eif2s3y – на женский эквивалент, Eif2s3x. Затем у самцов с этой экспериментальной ДНК взяли образцы спермы и провели искусственное оплодотворение. В результате появилось абсолютно здоровое и, что самое важное, фертильное потомство. По мнение биологов, это открытие внушает оптимизм. Во-первых, оно доказывает, что наш геном способен удивительным образом адаптироваться к новым условиям. А во-вторых, дает надежду на будущее всему человечеству. Известно, что Y-хромосома к настоящему моменту потеряла почти 90% своих первоначальных генов и продолжает это делать, а ее риск мутирования в пять раз выше, чем у других участков ДНК. Мир без носителей Y-хромосомы вполне может стать реальностью, и важно знать, что люди смогут размножаться и при таких условиях.