Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Яд бразильской осы убивает раковые клетки

National Geographic Россия
02 сентября 2015
/upload/iblock/e90/e9074cf0504099a483ce8df627a57f99.jpg
Оса вида Polybia.
Фото: commons.wikimedia.org
/upload/iblock/bab/bab85c62774b1c49404bd93aa08dc647.jpg
Оса вида Polybia.
Фото: commons.wikimedia.org
Яд бразильской осы вида Polybia paulista содержит сильнодействующее вещество, которое выборочно уничтожает опухолевые клетки, не причиняя вреда нормальным.
Лабораторные исследования показали, что яд сдерживает рост опухолевых клеток при раке мочевого пузыря и при лейкемии, а также приостанавливает развитие простатита. Ученым удалось понять, в чем причина такой реакции на этот яд, который по своей структуре является пептидом и носит название MP1. Они обнаружили, что MP1 вступает во взаимодействие с такими липидами, как фосфатидилсерин и фосфатидилэтаноламин. Липиды - это жирные кислоты, которые снабжают энергией клеточные процессы и формируют клеточные мембраны. Когда яд воздействует на липиды, он повреждает структуру мембраны и образует в ней поры, через которые просачиваются молекулы, необходимые для поддержания жизни опухолевой клетки. При этом вреда нормальной клетке не наносится. Причина заключается в том, что в не пораженных клетках фосфатидилсерин и фосфатидилэтаноламин являются компонентами внутреннего слоя мембраны, в то время как в раковых клетках они составляют внешний слой. На схеме изображена мембрана до и после воздействия пептида MP1 на фосфолипиды.
/upload/iblock/da0/da085654bb4c24d81baaf6338b030328.jpg
Jo?o Ruggiero Neto, Paul A. Beales/Biophysical Journal На схеме изображена мембрана до и после воздействия пептида MP1 на фосфолипиды.
“Размер пор, образованных всего за несколько секунд, позволяет молекулам рибонуклеиновой кислоты (РНК) и белков с легкостью выйти за пределы клетки”, - поясняет Доктор Хоан Нето (Jo?o Neto), исследователь Университета Сан-Паулу. Результаты работы были опубликованы в журнале Biophysical Journal. По мнению доктора Пола Билза (Paul Beales), исследователя Университета Лидса, такое воздействие на мембрану, состоящую из липидов, позволит создать совершенно новые противораковые препараты.