Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Наука

Японцы вырастили крохотную печень

17 марта 2016
/upload/iblock/f37/f37cb9327c04f1cfca5c34f659d41dbc.jpg
Фото: University of Michigan/Flickr.com
/upload/iblock/667/667bd5cb11ab23f12df3438f6241a27b.jpg
Печень крысы
Фото: Wikipedia
Ученые из университета Йокогамы создали печень размером в несколько миллиметров. Они уверены, что при пересадке человеку она будет справляться со всеми задачами настоящей печени.
В лаборатории университета Йокогамы на основе индуцированных плюрипотентных стволовых клеток была выращена мини-печень. Первые результаты опытов показали, что она способна производить белки-альбумины и перерабатывать вредные вещества – точно так же, как это делает печень человека. Клинические испытания на людях планируется начать в 2019 году, и если эффективность нового органа подтвердится – он может использоваться для пересадки пациентам с тяжелой печеночной недостаточностью. Термин «плюрипотентность» (от лат. pluralis — множественный, и potentia — сила, мощь) переводится как «возможность развития по разным сценариям». Плюрипотентные клетки способны дифференцироваться в другие типы клеток, создавая новые органы. Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPS-клетки) впервые были получены в 2006 году; авторы научной работы – Синъя Яманака из Японии и Джон Гердон из Великобритании – получили за это открытие Нобелевскую премию по физиологии и медицине. С тех пор ученые научились создавать клетки разных органов, но успешности их применения пока препятствует высокий риск развития раковых заболеваний. В настоящее время iPS-клетки используются главным образом для моделирования болезней, скрининга (селективного отбора) лекарств, проверки токсичности различных препаратов. Узнайте, как можно вырастить искусственный мозг.

Слепой женщине вернули зрение с помощью стволовых клеток